В Министерстве экономического развития и торговли никак не могут подвести итоги конкурса на создание особых экономических
зон туристско-рекреационного типа. Более того, крайне туманны перспективы существования самого специального органа, созданного для управления особыми экономическими зонами. В Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами не исключают возможности его расформирования.
Прием заявок на туристские зоны был окончен еще 26 сентября, а регионы по-прежнему пребывают в неведении, кому именно достанется право развивать туризм за государственный счет. Хотя по закону итоги конкурса должны были быть подведены в течение месяца. Такое впечатление, что о туристских зонах просто забыли. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ») уже три месяца остается бесхозным после внезапной отставки с поста его руководителя Юрия Жданова, а у министра экономического развития Германа Грефа постоянно находится много других дел. В самом «РосОЭЗ» опасаются, что агентство в ближайшее время расформируют, а идея господдержки туризма так и останется нереализованной.
Последний раз о туристских зонах вспоминали две недели назад. Заседание, запланированное на 14 ноября, перенесли в связи с «изменением в рабочем графике членов конкурсной комиссии». Тогда источники в министерстве поясняли: у министра подписание протокола по Всемирной торговой организации с США на носу, к тому же надо срочно исполнять президентское поручение по организации работы рынков, ему сейчас не до туризма. Однако уже и протокол подписали, и поручение главы государства выполнили, но до зон руки так и не дошли.
Впрочем, сделать выбор членам комиссии практически невозможно. Каждая заявка так важна с политической точки зрения, что никому отказать нельзя. Если же согласиться со всеми, а такие мысли у членов комиссии есть, то сама идея создания «точек роста» окажется бессмысленной. «Мы подвели черту под семью заявками, но не поставили точку» -- так охарактеризовал промежуточные итоги конкурса глава комиссии Герман Греф. Если же дать зеленый свет всем семи заявкам, то непонятно, откуда брать на них деньги.
«После того как будет понятно, какие инвестиции требуются, мы увеличим финансирование из федерального бюджета, запланированное пока в размере 1,1 млрд руб.», -- обещал г-н Греф. Но для того, чтобы построить семь зон, а практически каждой необходимы серьезные вложения в инфраструктуру, бюджетное финансирование должно быть увеличено в разы. Федеральный бюджет на будущий год уже утвержден, поэтому единственный источник, из которого можно взять деньги, -- это стабилизационный фонд. Но, как известно, министр финансов Алексей Кудрин крайне отрицательно относится к любым попыткам потратить деньги стабфонда.
Следует напомнить, что из 28 заявок, поданных регионами на туристско-рекреационные зоны, осталось семь. Взять, например, пляжный отдых в Краснодарском крае. Отказать этой заявке комиссии крайне сложно из-за надежд на зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи. Если выбор все-таки падет на Черноморское побережье, тому очень нужны будут деньги. Вторая заявка -- бальнеологический курорт в Ставропольском крае. Речь идет о лечении минеральными водами. Учитывая, что Южный федеральный округ находится под особым контролем президента, отказать этой заявке также почти невозможно. Кроме того, есть бесспорно привлекательные для туристов места, но на их освоение претендуют по два региона сразу. Это потенциальная туристская зона вокруг озера Байкал (Республика Бурятия и Иркутская область), а также зона Алтай (Алтайский край и Республика Алтай). Здесь вообще непонятно, как и в чью пользу делать выбор. В комиссии есть примиряющее предложение -- создание туристских кластеров, но действующим законодательством создание одной зоны на территориях нескольких административных образований запрещено.
Наконец, последняя заявка принадлежит Калининградской области. Географическая оторванность этого региона от остальной России обязывает комиссию проявить особое внимание. Да и зарубежным туристам из Европы приехать на Куршскую косу будет намного проще, чем, например, на Ставрополье. Вот и получается: проще расстаться с самой идеей туристских зон, чем найти способ ее реализации.