|
|
N°219, 28 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отчуждаемая принадлежность
Выставкой истории масок открываются московские Декабрьские вечера
После неудачной прошлогодней выставки устраиваемых Музеем изобразительных искусств традиционных Декабрьских вечеров закралось сомнение, а есть ли у кого-нибудь на этот фестиваль еще силы и кураж. Слава богу, все оказалось не так печально. Сегодня Декабрьские вечера-2006 откроются изысканно придуманной и тщательно подготовленной выставкой «Маски: от мифа к карнавалу». В ее создании принимали участие шестнадцать музеев (четыре из которых итальянские) и одна частная коллекция М. и Л. Звягиных. Среди российских музеев: ГМИИ, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей театральных кукол при Театре им. Сергея Образцова, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, петербургская Кунсткамера...
Идея -- проследить историю маски. Ее ритуальные функции в традиционных культурах сменяются поисками образа героя античного театра и японского театра но. Трудности идентификации собственного облика объясняют появление средневековых карнавалов (затем маскарадов). Комедия дель арте импровизирует с уготованной судьбой ролевой личиной, а символизм признает, что маска и есть лицо.
Все намеченные повороты мощной и интересной темы в экспозиции явлены. Собраны прекрасные и характерные примеры угадывания человечеством в разные периоды своей истории всевозможных мимических состояний и гримас. В особом искусстве «мимического хлопотания» пройден путь от африканских животных харь, заклинающих опасность, до черных полумасок, что грациозно держат на портретах дворяне галантного века.
Кураторы Светлана Ходжаш, Ирина Данилова, художник Борис Мессерер позаботились о том, чтобы выставка была максимально зрелищной. Галерею парадной лестницы музея украшают малиновые витрины, в которых тотемные, ритуальные маски традиционных и древних культур смотрятся очень эффектно. Новоевропейскую «масочную» культуру пригласили в Белый зал, где проходят концерты Декабрьских вечеров. Собранные там произведения -- офорты Калло, живопись французских мастеров эпохи рококо, веджвудский и мейсенский фарфор, театральные эскизы Бенуа, Сомова -- выстраивают правильное настроение меланхолического каприччио, томления и смутного предчувствия, что подлинная жизнь создается лишь причудливыми арабесками воображения, а истинную красоту прозреешь лишь в нелепой личине Пульчинеллы. Очень, кстати, этому настроению соответствует шедевр Гофмана «Принцесса Брамбилла», которую сам писатель назвал «Каприччио в духе Калло». Там маг и шарлатан Челионати дает герою-актеру совет: «...Вы будете последним дураком, если вырядитесь в красивую маску, ибо это лишит вас возможности лицезреть прекрасную [возлюбленную]. Чем нелепее, чем уродливее, тем лучше! Чтобы нос был как можно крупнее и достойно, с душевным спокойствием носил мои очки!»
Дизайн выставки четко артикулирует две главные сюжетные линии: маска как ритуальная замена лица и маска как тема для рефлексии о поиске собственной идентичности, иначе говоря: маска как отчуждение себя (доисторические и традиционные культуры) и маска как путь к себе (Новое время). Каждая из этих линий уже перспективная ось огромной самостоятельной экспозиции. Поэтому при всех достоинствах сделанной по принципу «два в одном» нынешней выставки ощущение конспекта, эскиза, этюда остается. Характерно, что вместо подробного каталога с большими научными статьями и толковым рассказом об истории и иконографии уникальных масок из Новой Гвинеи, американских племен или Бурятии, Литвы, Дагестана нам предлагают лишь симпатичный, но скромный буклетик с хорошей вводной статьей Вячеслава Вс. Иванова о маске как «отчуждаемой принадлежности» человеческого лица.
Возможно, понять тему во всей ее прихотливой сложности помогут концерты Декабрьских вечеров, в которых маска станет символом разных тем: театр, миф, обряд, карнавал, метаморфозы, четыре темперамента... Помимо признанных постоянных участников фестиваля (Юрия Башмета, Алексея Любимова, Наталии Гутман, Аллы Демидовой) обещаны не столь популярные, но высоко ценимые знатоками старинной музыки европейские ансамбли аутентичного исполнения сочинений XIV--XVIII столетий.
Сергей ХАЧАТУРОВ