|
|
N°219, 28 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Настоящий Эгегей
Нил Гейман. Дети Ананси. Перевод с англ. А. Комаринец. -- М.: АСТ, 2006.
Геймана в России издают последовательно -- по два романа в год -- с тех самых пор, как четыре года назад «Американские боги» потеснили на сайтах фанатов фэнтезийной культуры прежних фаворитов. В Америке настоящий гейман-бум случился только после выхода в 2005 году его последнего романа «Дети Ананси» (Anansi Boys).
В «Американских богах» Гейман подарил Новому Свету то, о чем тот, по идее, всегда мечтал, --- собственную новейшую мифологию, не замешенную на индейских, британских и испанских снадобьях. Но в консервативной Америке этот подарок встретили настороженно, продолжая восхищаться безукоризненно британской сказкой Геймана «Звездная пыль» -- с принцессами, колдунами, волшебными лесами и единорогами.
Замысел «Детей Ананси» появился еще раньше «Американских богов». Сперва это должен был быть киносценарий: опытный читатель быстро распознает рваный монтажный ритм первых сцен романа, изобилующих флэшбеками и географическими пробросами (один из рецензентов описал «Детей Ананси» как «сумасбродную комедию в духе 30-х» и был во многом прав). Правда, сам писатель вскоре забросил эту историю и ограничился тем, что вывел ее главного героя, мистера Нанси, в качестве одного из персонажей «Американских богов». Лишь спустя три года Гейман снова вспомнил об обаятельном пауке Ананси, потому что, по собственному признанию, «вдруг очень захотел написать роман, который заставил бы в финале почувствовать себя хорошо и закричать: «Эге-ге-й».
Сюжет «Детей Ананси» замешен на африканской мифологии: главные персонажи романа одновременно и люди, и боги, и звери; что неудивительно, поскольку речь идет о сказке, пусть и разыгранной в современных декорациях. Главный герой романа, лондонский бухгалтер Чарли Нанси, летит во Флориду на похороны отца и во время поминок узнает, что мистер Нанси-старший на самом деле был богом, воплощением западноафриканского бога-паука Ананси. Услышав этот бред, герой задает логичный вопрос: почему это у него, сына Ананси, не обнаружилось до сих пор никакой сверхъестественной силы? В ответ подружки отца, отдаленно напоминающие макбетовских ведьм, популярно объясняют, что вся божественная сила досталась его родному брату, которого в любой момент можно вызвать по паучьей почте. Вернувшись в Лондон, Чарли с горя напивается и, поймав в туалете паука, велит ему найти брата. Вскоре объявляется Большой брат собственной персоной, который оказывается красавцем, умницей и ловеласом и поступательно творит всевозможные гадости: оккупирует жилище Чарли, лишает его работы и уводит красавицу невесту. Тогда неудачник Чарли снова летит к ведьмам во Флориду, где принимает участие в ритуале изгнания брата, но по ходу колдовства все делает неправильно и накликает смертельную опасность на весь род Ананси.
Ироничный британец Гейман, сам уехавший из дождливого Лондона на ПМЖ в Америку, так и завис в виртуальном пространстве между «здесь» и «там». Новый Свет стал для него чем-то вроде «зазеркалья», преломившись о которое приметы Света Старого обрели какие-то странные очертания: шекспировские ведьмы превратились в американских пенсионерок, а традиции английского готического романа лихо переплелись с сюжетами западноафриканской мифологии. Сам Гейман к вопросу жанровой чистоты относится легко: «Кто может вам сказать, что вы не можете добавить одно к другому? Я не очень искренне верю в жанр, и довольно быстро мне становится скучно. «Дети Ананси» приправлены хоррором, в них есть юмор, и там имеются мифы, и детектив, и ужастик типа «мозги по стенам», и разный саспенс и так далее, но это не главное. На самом деле это книга о людях...»
В геймановской «книге о людях» помимо ведьм и пауков наличествуют говорящие тигры, полицейские-хакеры, непохожие близнецы, бочки с обезьянами, нападающие на людей хичкоковские птицы. Но в итоге получается, что «Дети Ананси» -- по-настоящему разудалая комедия положений, с шекспировской путаницей, сказочными перевоплощениями, кровавыми убийствами и бестолковой беготней; смешная до чертиков история про то, что трудно быть богом, а сыном бога еще труднее, но самое невозможное на свете -- жить рядом с родственниками и не отравить их по ходу дела. В «Детях Ананси» Гейман действительно превзошел сам себя, так что местами от его кордебалета голова кругом, но в конце действительно выходит полный «Эгегей».
Наталия БАБИНЦЕВА