Время новостей
     N°218, 27 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2006
Двигаться заставят даже публику
Сегодня открывается фестиваль NET
Фест, название которого расшифровывается как «Новый европейский театр», вот уже восьмой год подряд предлагает москвичам взглянуть на самых радикальных деятелей театрального искусства. Среди тех, кто бродит по пограничью «драма--танец--перформанс», идеологи фестиваля -- театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский -- выбирают наиболее занятных. В этот раз в коллекцию попали театры из Норвегии, Великобритании, Франции, Латвии, Израиля, Москвы и Петербурга.

Начнется все с выступления петербуржцев -- Русский инженерный театр АХЕ сегодня в ТЮЗе покажет «Фауст в кубе», а в среду и четверг в Театре имени Моссовета -- «Фауст в кубе. 2360 слов». Старая немецкая легенда дважды отразится в зеркалах питерских рукодельников, сочиняющих спектакли, составленные из кукол, похожих на причудливые агрегаты, и агрегатов, вдруг оживающих, как куклы. (Первый спектакль -- копродукция с мексиканским фестивалем «Сервантино», и в нем заняты и мексиканские актеры). Еще одна древняя история -- об Орфее и Эвридике -- тоже будет разыграна дважды, англичанами и израильтянами. Британский театр Dream Think Speak предложит зрителям путешествие в Аид -- царство смерти будет расположено в этот раз в здании бывшей фабрики технических бумаг, ныне центре современного искусства «ПROEKT_FAБРИКА», что на Бауманской. Любопытствующих пять дней подряд (с 29 ноября по 3 декабря) будут по вечерам запускать в Аид группами по три человека через каждые пять минут -- путешествуя по лестницам, коридорам и цехам, зрители будут как-то осматривать территории, взаимодействовать с обитающими в них актерами и проникаться мифом. Называться это будет соответствующим образом -- «Не оглядывайся». Израильский же «Орфей» группы «Клипа» будет чуть более традиционен -- по крайней мере, публика сможет спокойно сидеть на месте, двигаться ее никто не заставит. 2 и 3 декабря в Театре Моссовета ей просто покажут спектакль, обозначенный как «сплав пластического театра и театра предметов». Придуман и сыгран спектакль бывшим соратником Антона Адасинского Дмитрием Тюльпановым и Идит Херман -- вместе они как раз и образуют театральную группу «Клипа».

Москву на фестивале представляет Театр наций со спектаклем «Федра. Золотой колос», сотворенным Андрием Жолдаком. (Греческая трагедия преобразилась в историю о помешанной жене партийного начальника; Александр Соколянский писал об этой постановке во ). Еще один человек, Москве не родной, но хорошо ей знакомый, привезет свой спектакль из Норвегии -- с 28 по 30 ноября Йо Стромгрен покажет на той же самой сцене Театра наций «Госпиталь». В прошлый свой приезд (пять лет назад) Стромгрен поразил отечественную публику спектаклем «Там» -- в повести из жизни восточноевропейских нелегальных иммигрантов в каком-то западном городе, до которого они наконец добрались, звучал тарабарский язык, лично выдуманный автором (вакханалия шипящих -- как слышатся романо-германскому уху славянские языки), диалоги перерастали в драку, а драка кончалась смехом, тут же под какие-то цыганские напевы четверка мужчин пускалась в пляс -- и все это вместе кристаллизовалось в спектакль, отчетливо относящийся к contemporary dance. Теперь Стромгрен ставит не для мужчин, а для женщин: новый его спектакль -- о трех медсестрах, которые ждут и так и не дождутся пациентов в заштатной больнице. Юмор и агрессия, не понятный никому новый тарабарский язык и предельно ясные жесты -- бывший футболист (Стромгрен начал учиться танцам лишь в семнадцать лет, до того гонял мячик по полю) не похож ни на кого из солидных мастеров и тем замечателен.

За Францию на фестивале ответит театр «Радо» из города Ле-Ман. «Радо» значит «плот»; и устроители фестиваля сообщают, что театр «разрушает привычные законы сценического представления, отказывается от традиционной драматургии и обязательного «месседжа», предлагая вместо этого свободное плавание в неизведанные, загадочные области фантазии, сна, ощущений и раздумий». С 1 по 4 декабря в центре «Винзавод» (еще одно промышленное здание, доставшееся современному искусству, -- на этот раз недалеко от «Курской») французы сыграют «Коду» -- сделанную по музыкальным законам композицию с «голосами» Данте, Кафки и Пиранделло. И наконец, закрывать фестиваль (5 и 6 декабря в Театре имени Моссовета) должен Новый рижский театр спектаклем Алвиса Херманиса по повести Татьяны Толстой «Соня». Но появится ли этот спектакль (в котором всего две роли, и обе исполняются мужчинами: один читает текст, другой уморительно героиню показывает; препарируется общее российско-латвийское советское прошлое) в столице -- еще неизвестно: на пресс-конференции организаторы сообщили, что театральное имущество застряло на границе, там 130-километровая пробка у таможни. Если не случится какого-нибудь начальственного чуда, фестивалю придется обойтись без «Сони». И таможенники таким образом еще раз покажут, что они не дремлют.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр