Время новостей
     N°219, 28 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2006
Средневековье или война с Китаем
Два варианта судьбы американской империи
Среди книг о США, выходивших в последнее время, хотелось бы обратить особое внимание на две, которые отличает от прочих одна особенность в позиции авторов -- они говорят о сегодняшней Америке как о состоявшейся империи. Отталкиваясь от такой логики, они пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Насколько это представление укоренилось в сознании представителей развитых государств, судить сложно. Однако весьма знаменательно, что автор одной из книг -- Джейн Джекобс -- американка (недавно умершая, к сожалению), второй -- Джульетто Кьеза -- известный итальянский журналист крайне левых политических взглядов. Впрочем, не следует, конечно, думать, что указанная «особенность» авторского подхода является главным достоинством книг, о которых пойдет речь. Обе они интересны тем, что представляют собой прогнозы развития главной на сегодняшний день мировой державы.

Джульетто Кьеза. «Война империй. Восток-Запад» («Эксмо», 2006).

По форме эта книга представляет собой нечто вроде гигантского интервью, которое автор дает самому себе. Тем при этом затрагивается очень много, и та, что вынесена российскими издателями в название книги -- прогноз относительно ближайших глобальных конфликтов с участием США -- не обязательно покажется главной всем читателям. Кому-то более интересными могут показаться пространные рассуждения о политике президента Путина или партийных проблемах итальянских левых -- этим темам также уделено немало внимания.

В том же, что касается имперской темы, ход рассуждений у г-на Кьеза примерно такой. С определенного момента (с 2001года) США окончательно оформились как империя, то есть государство особого свойства. Логика развития этой империи требует постоянного ведения войн, и не позднее 2017 года она затеет конфликт с Китаем -- со всеми вытекающими для дружественной ей Европы и остального мира последствиями. Внутри самой империи достаточных сил, способных предотвратить катастрофический вариант развития событий, просто нет. Единственная надежда избежать ядерного Армагеддона, по мнению автора, может быть связана только с объединенной Европой, которая в состоянии предложить миру другую (не имперскую) логику развития.

Империя, по г-ну Кьеза, -- это государство, развитие которого определяется только его собственными ценностями и целями, оно фактически выходит из системы международного права и признает только те законы, которые устанавливает само. Автор считает, что США стали государством такого рода после войны в Югославии, которая, собственно, и была нужна, чтобы закрепить в сознании европейцев новую систему права. Последующие «гуманитарные интервенции» в других регионах мира стали неизбежны, поскольку многие державы не готовы принять новое мироустройство.

Логика развития империи (изучению которой автор отводит немало места) начала формироваться в эпоху Франклина Рузвельта, когда стало понятно, что спасти США от экономического и политического разрушения может рост государственных расходов, необходимых для противодействия некой внешней угрозе (Германия, СССР, агрессивный ислам и т.д.). Империя тратит -- ее подданные получают работу и повышают свое благосостояние. Правда, попутно такой тип развития требует мобилизации все больших финансовых и сырьевых ресурсов, и когда появляются новые державы с имперским уровнем потребностей, то война с ними оказывается неизбежна. Как отмечает автор, для одновременного существования даже двух современных империй в мире просто недостаточно ресурсов.

Хотя в США и имеются две конкурирующие партии, их представители едины в убеждении, что их страна обязана нести блага демократии всему остальному миру -- и получать от этого законный доход. Устремления империи при этом не в состоянии корректировать даже ее подданные, так как ее политическая система, по мнению автора, не является демократической -- в традиционном европейском понимании. Следовательно, считает Дж. Кьеза, заставить США свернуть с пути, который приведет мир к катастрофе, могут только внешние, неамериканские силы. И только отстаивающие традиционные демократические ценности, которые еще сохранены в Европе и защищаются структурами Европейского союза. Однако относительно эффективных методов воздействия на супердержаву в «Войне империй» говорится очень туманно.

Изложенные суждения г-на Кьеза можно было бы считать отражением личной точки зрения известного публициста, если бы более года тому назад он не был избран депутатом европарламента. Это очевидно повышает статус его суждений и дает основания думать, что его представление о США достаточно характерно для некоторой, пусть и ограниченной, части жителей «старой» Европы.

Джейн Джекобс. «Закат Америки. Впереди Средневековье» («Европа», 2006).

Дж. Джекобс -- обладающий международной известностью эксперт в области социологии, много лет посвятившая активной работе в органах местного самоуправления в США и Канаде. И строго говоря, эта книга -- изложенные в очень доступной форме результаты ее исследований. Согласно этим результатам, базовые институты и ценности, определяющие состояние и развитие Соединенных Штатов, находятся в состоянии, обещающем этой державе в весьма скором будущем деградацию и утерю ведущих позиций. И это состояние, как показывает автор, весьма характерно для определенного рода государств.

Правда, обосновывая свой основной вывод, говорить об империях впрямую Джекобс избегает. Она использует слово «культура» -- римская, месопотамская, китайская времен расцвета империи и т.д., как бы отделяя этот предмет от собственно государства. При этом исследователь показывает, что разрушение политической машины империи -- просто организационное оформление происшедшей до этого деградации культуры.

Опасность, перед лицом которой оказалась Америка, Дж. Джекобс образно характеризует как сползание в Средневековье. То есть состояние, в которое неизбежно переходили территории империй, терявших базовые элементы своей культуры в ряде случаев из-за того, что переставали видеть в них необходимость, обманываясь своим величием и неуязвимостью. «Любая культура, которая отторгает ценности, давшие ей силу, способность меняться и идентичность, слабеет и опустошается изнутри», -- отмечает исследовательница, имея в виду прежде всего «американский саженец европейской культуры». При этом она, правда, в отличие, например, от европейца Кьеза, сохраняет надежду (хотя и слабую) на способность этого «саженца» к самовосстановлению.

Базовые институты и ценности, на состояние которых Дж. Джекобс призывает соотечественников обратить внимание в первую очередь, это обеспечение финансовой состоятельности семьи, жилье, доступность и четкая связь образования с общей культурной традицией, самоуправление местных сообществ, этика ведения бизнеса. При этом автор не просто указывает на негативные тенденции, а показывает, к каким конкретным последствиям уже приводит отказ от «устаревших» ценностей. Например, разрушение деятельных местных сообществ прямо ведет к тому, что в тех случаях, когда центральные власти оказываются не в состоянии бороться с кризисными ситуациями (техногенного, природного и др. происхождения), ситуацию на местах не контролирует никто -- ураган или перебои с подачей электричества становятся в самом передовом государстве мира причиной гуманитарных катастроф, влекущих огромные материальные и людские потери.

Андрей СЕРГЕЕВ
//  читайте тему  //  Исторические версии