Верховный суд швейцарского кантона Цюрих пересмотрит приговор
Виталию Калоеву, год назад осужденному на восемь лет тюрьмы за убийство авиадиспетчера компании «Скайгайд» Петера Нильсена. Таким образом, апелляционный суд Швейцарии частично удовлетворил прошение защиты Калоева, указав, что вина осужденного сомнению не подлежит, но вынесенный ему приговор «слишком жесток». Между тем адвокаты настаивали не только на пересмотре приговора, но и на изменении формулировки вины Калоева, потерявшего в авиакатастрофе над Боденским озером жену и двух детей, с «умышленного убийства» на «убийство, совершенное в состоянии аффекта».
2 июля 2002 года в воздушном пространстве Германии в зоне ответственности швейцарской авиадиспетчерской службы «Скайгайд» столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой «Боинг» компании DHL. В авиакатастрофе погибли 71 человек, в том числе 45 детей, летевших на каникулы в Испанию. Немецкое ведомство по расследованию авиационных происшествий пришло к выводу, что к аварии привела ошибка швейцарского авиадиспетчера Нильсена -- в ночь катастрофы он дежурил за пультом. Частично вину возложили и на двух погибших пилотов российского самолета. А 24 февраля 2004 года Петер Нильсен был найден мертвым возле своего дома в городе Клотен. Швейцарская полиция обвинила в преступлении жителя Владикавказа Виталия Калоева, которого в день убийства видели возле дома диспетчера.
На процессе адвокаты доказывали, что Калоев убил Нильсена в состоянии стресса, и просили назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы. Прокуратура настаивала, что убийство было совершено преднамеренно, и требовала для подсудимого 12 лет тюрьмы. В октябре прошлого года суд Цюриха признал Калоева виновным в умышленном убийстве, но нашел в деле достаточно смягчающих обстоятельств. Россиянина приговорили к восьми годам тюрьмы строгого режима.
Адвокат Калоева Маркус Цуг сразу заявил, что оспорит приговор и намерен дойти до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Но пока до Страсбурга дело не дошло. Решение о пересмотре первого вердикта было принято в минувшую субботу. Какие именно обстоятельства дела Калоева апелляционный суд, рассматривавший прошение защиты, принял во внимание, в заявлении не указывается. Однако, как рассказали «Времени новостей» источники в правоохранительных органах Владикавказа (откуда родом Калоев), «не исключено, что апелляционный суд опасался возможных перспектив этого дела в ЕСПЧ». «Во время процесса над Калоевым в первой инстанции были грубо нарушены его права на защиту, -- сообщил наш источник. -- В частности, ему даже не была предоставлена возможность дать свои объяснения по всем пунктам обвинения». По словам нашего источника, если бы приговор не был отменен, «это открыло бы дорогу Калоеву в ЕСПЧ». «В таком случае не исключено, что Россия, гражданином которой является Калоев, выступила бы в его деле в качестве третьей стороны, поддержав его жалобу», -- сказал источник.
Вопрос о передаче Калоева России для отбывания срока на родине, на котором настаивает сам осужденный и его родственники, вероятнее всего, будет решаться уже после вступления нового приговора в силу. Ранее тема экстрадиции неоднократно обсуждалась между Минюстом России и федеральным департаментом юстиции и полиции Швейцарии. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России обещала обеспечить все условия для отбывания наказания Виталием Калоевым в России, так, «чтобы швейцарская сторона не упрекала за это».