Время новостей
     N°220, 29 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2006
Сложная партитура для канцлера Меркель
«Европа должна говорить единым голосом и без ложной скромности»
Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая в начале ноября с программной речью о принципах своей внешней политики в берлинском Центре европейских вопросов будущего им. Альфреда фон Оппенхайма, пообещала: уже весной 2007 года в Европейском союзе будет принят «План действий в области энергии». Поскольку именно ФРГ в этот период будет председательствовать в ЕС, энергетический план действий -- в числе основных приоритетов Берлина. Как ожидается, принятие этого документа будет важным шагом в сторону практического закрепления создаваемых сегодня принципов единой европейской энергетической политики.

Однако за короткое время, прошедшее после выступления г-жи Меркель, стало очевидно, как трудно европейцам будет переступать через национальные приоритеты и обиды и договориться о единых подходах. Заблокировав на прошлой неделе начало переговоров по новому соглашению о партнерстве между Россией и Евросоюзом, Польша уверенно реализовала сценарий, который демонстрирует неэффективность ЕС.

И даже если польское «вето» будет отозвано в обозримом будущем и переговоры начнутся, не исключено, что появятся желающие последовать примеру Варшавы и в других конфликтных ситуациях. Между тем Ангела Меркель подчеркнула, что успех европейской политики в существенной мере зависит от того, насколько в будущем Европе удастся разговаривать «на одном языке». Об этом, кстати, постоянно напоминают и в Москве, подчеркивая, что переговоры России с ЕС должны быть диалогом двух партнеров, а не разноголосым хором.

Глава германского правительства выделила ведущие направления политических усилий Германии во время предстоящего председательства в ЕС: совместная внешняя политика и политика безопасности, торговая политика, а также энергетическая политика и охрана окружающей среды. В прошлом, призналась фрау Меркель, ЕС не всегда был в состоянии должным образом реагировать на ужасные события на собственном континенте, к примеру, во время балканского кризиса. Единство в подходах к подобным внешнеполитическим вызовам позволит избежать повторения подобного.

Одним из главных требований канцлера Меркель к западноевропейскому сообществу стало формирование единой политики в области энергоснабжения. Разброд мнений, самостоятельные национальные попытки обеспечить себя импортированными энергоносителями в будущем, по мнению ведущих немецких экспертов, лишь дестабилизируют эту чувствительную сферу экономики Евросоюза.

Ангела Меркель с намеком на российско-украинский газовый спор в начале года пообещала европейцам: «Нам, конечно, предстоит следить за тем, чтобы в деле поставок энергоносителей никогда не происходило злоупотребления властью. В этом вопросе не может быть никакой ложной скромности». «Также и в диалоге с нашими партнерами в США мы должны настаивать на должном обращении с энергией», -- отметила она, подразумевая, очевидно, нежелание Вашингтона подписывать Киотский протокол.

Выступление г-жи Меркель в Центре им. Оппенхайма не случайно. Этот центр был создан в Берлине под эгидой Германского общества внешней политики совсем недавно, и, видимо, именно ему предстоит выполнить роль «мозгового центра» правительства во время председательства ФРГ в Евросоюзе. Новое учреждение сосредоточится на вопросах развития процесса формирования Единой Европы и анализе проблем жизнеспособности ЕС в долгосрочной перспективе. Альфред фон Оппенхайм, чье имя получил центр, -- известный частный банкир, скончавшийся в январе 2005 года. В свое время он возглавлял Германское общество внешней политики. В 1997 году по инициативе Альфреда фон Оппенхайма в мемориале Яд Васхем в Иерусалиме была учреждена кафедра по изучению антисемитизма, холокоста и расизма.

Судя по всему, экспертам нового центра предстоит горячий год. Ведь помимо общих вопросов по выработке европейской политики добрососедства, роли Евросоюза в качестве единого внешнеполитического фактора в глобализованном мире, а также долгосрочной конкурентоспособности Европы перед лицом демографических, экономических и культурных вызовов, определение роли Германии как ключевой страны в политическом и экономическом проекте Европы центру им. Оппенхайма придется давать конкретные рекомендации руководству страны по проблемам стратегии и тактики в энергетической сфере, где переплетаются интересы европейских политиков и чиновников, крупных энергоконцернов, и, наконец, амбициозной Москвы.

Юрий ШПАКОВ