|
|
N°213, 20 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зоопарк на продажу
Бундесвер собрался торговать «леопардами», «гепардами», «куницами»
Едва канцлеру Шредеру удалось уладить разногласия в своем кабинете, вызванные дискуссией по поводу отправки солдат бундесвера в Афганистан, как возникли новые проблемы между министрами. Речь идет о социал-демократе Рудольфе Шарпинге, занимающем пост министра обороны, и «зеленом» министре иностранных дел Йошке Фишере.
Некоторое время назад Шарпинг, который при каждом удобном случае говорит о недостаточном финансировании вверенного ему войска, предпринял попытку перевести его на коммерческие рельсы. Военное ведомство изготовило предложенный на продажу 46-страничный каталог подержанной военной техники. Издание разослали военным атташе в 53 немецких посольствах с указанием провести соответствующие коммерческие переговоры.
Каталог Шарпинга содержал 699 танков Leopard 1A5, 267 самоходных зенитных установок Gepard, 589 БТР Marder (что в переводе означает «куница»), также танковые гаубицы, минометные системы, 54 истребителя Tornado и Phantom. Представлены в нем были МиГ-29 советского производства, перекочевавшие в бундесвер еще из армии ГДР. Помимо этого в каталоге можно было найти две подводные лодки, два эскадренных миноносца и другие военные корабли. Министр предполагал «загнать» все это добро целиком в одни руки или поштучно. Для первого варианта было избрано 26 государств, состоящих в НАТО либо «приравненных» к таковым. В числе приравненных оказались страны, далекие от Северной Атлантики не только географически, например: Бразилия, Чили и Новая Зеландия. Из этого списка от греха подальше изъята Турция, вокруг поставок танков в которую недавно в Германии уже бушевали страсти. Она не вошла также и в составленный федеральным минобороны список «второго эшелона» потенциальных покупателей, среди которых числились Нигерия, Оман и Египет.
Судя по всему, министр иностранных дел Йошка Фишер был одним из последних немецких дипломатов, в руки которых попал каталог Шарпинга. Когда же это случилось, глава внешнеполитического ведомства одним росчерком пера поставил крест на коммерческом проекте. В циркулярном послании шефам зарубежных диппредставительств Фишер дал строгий наказ «до особого распоряжения ничего не предпринимать по данному делу в органах стран пребывания». В министерстве обороны лишь недоуменно разводят руками. «Вся военная техника, -- заявил его официальный представитель, -- предлагалась исключительно в соответствии с существующими законами и политической линией правительства относительно экспорта оружия». Похоже, именно в этом и позволил себе усомниться «зеленый» министр иностранных дел Фишер.
Юрий ШПАКОВ, Берлин