|
|
N°218, 27 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия сдала 10% Сибири
Плата за воздушный транзит уменьшится начиная с 2010 года
Россия смягчила свою позицию по поводу платы, взимаемой ею с иностранных авиакомпаний за транзитный пролет над своей территорией (общий объем этих средств оценивается в 300--350 млн долл. ежегодно). Власти Европейского союза, как известно, настаивают на ликвидации этого финансового механизма, который в нашей стране «дополняет» обычную в мировой практике систему оплаты аэронавигационного сопровождения. На саммите Россия--ЕС, состоявшемся в минувшую пятницу в Хельсинки, главы транспортных ведомств двух сторон согласовали принципы модернизации "транссибирских" выплат. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу очень высоко оценил это достижение. "Еврокомиссия долго вела переговоры о постепенной отмене сборов за пролет над Сибирью, -- заявил он на пресс-конференции в финской столице. -- Достигнутое соглашение потребует полной модернизации систем и откроет новую эру сотрудничества между Россией и ЕС в авиационной области".
Вопрос о "транссибе" уже несколько лет служит одним из важнейших раздражителей в коммерческих взаимоотношениях России с остальным миром. Ликвидации этой системы добиваются авиакомпании и власти разных стран, причем с помощью разнообразных методов. Например, некоторые американские и азиатские авиаперевозчики бойкотируют транссибирские воздушные коридоры. Хотя эксперты отечественного Минтранса уверяют, что даже при нынешнем уровне тарифов этим компаниям было бы выгоднее летать из Азии в Европу по "транссибу", нежели по другим -- более длинным -- маршрутам. Американские власти называли нерешенную проблему "транссиба" одним из главных препятствий, не позволяющих им согласиться на вступление России во Всемирную торговую организацию.
Европейский подход к этой проблеме заключается в следующем. Европейские авиакомпании активно пользуются "транссибом" на нынешних условиях, не скрывая, однако, своего недовольства ими. Страны -- члены ЕС выдали Еврокомиссии мандат на переговоры с Россией по этому поводу. В минувшую пятницу в Хельсинки комиссии удалось добиться от России согласия разделить транссибирские платежи на две составляющие и дальше обращаться с ними по-разному. Как пояснил РИА Новости министр транспорта Игорь Левитин, платеж состоит из "коммерческой части", на размер которой государство влиять не может (пролет формально регулируется коммерческим соглашением "Аэрофлота" с соответствующей иностранной авиакомпанией), и платы за посадку в Москве (которая физически не выполняется). Тем не менее тарифы на взлет-посадку регулируются в России государством. Это, как заявил г-н Левитин, дает отечественным властям право распорядиться деньгами и за несуществующие посадки на "транссибе". По словам министра, Россия "сможет убрать этот сбор в 2010 году", все остальные платежи не будут меняться до 2013-го. ЕС, наоборот, рассчитывает, что в 2013 году эта плата будет отменена полностью и навсегда. По оценке г-на Левитина, решение об отмене сбора "за посадку в Москве приведет к тому, что Россия потеряет 10--15% от общей суммы платежей". До сих пор российские власти ни разу не соглашались сократить эти выплаты на ту или иную конкретную величину.
Г-н Левитин в отличие от г-на Баррозу подчеркнул, что соглашение с Еврокомиссией консервирует общий размер выплат на нынешнем уровне как минимум до 2010 года. А пресс-служба Минтранса выпустила пресс-релиз, в котором подчеркивается промежуточный характер договоренностей. Во-первых, как указывает пресс-служба, они еще должны быть подтверждены путем обмена соответствующими письмами между Еврокомиссией и российским правительством. А во-вторых, согласованные принципы будут лишь служить основой для переговоров российских властей с каждой из стран -- членов ЕС. Это будет необходимо, так как сейчас вопросы воздушного сообщения России с Европой регулируются не общим документом на уровне ЕС, а двусторонними соглашениями. В процессе двусторонних переговоров Россия рассчитывает добиться от стран ЕС встречных уступок, прежде всего в виде увеличения частоты полетов в Европу российских авиакомпаний.
В итоговом коммюнике Еврокомиссии с саммита Россия--ЕС проблеме "транссиба" посвящен лаконичный, но в целом оптимистичный абзац: "Европейская комиссия и Россия одобрили результаты переговоров о постепенной отмене платы за пролет Сибири. Это сделает европейских перевозчиков существенно более конкурентоспособными на маршрутах между Европой и Азией".
Михаил КУКУШКИН