|
|
N°213, 20 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Южную Осетию может возглавить гражданин России
Он будет добиваться от Грузии признания геноцида
Результат президентских выборов, состоявшихся в воскресенье в Южной Осетии, стал полной неожиданностью для наблюдателей. Как сказала газете «Время новостей» председатель ЦИК непризнанной республики Белла Плиева, неизбежен второй тур. Самое сенсационное то, что в нем не будет участвовать нынешний президент и фаворит предвыборной гонки -- 69-летний Людвиг Чибиров, оставшийся за бортом вместе с министром юстиции 53-летним Аланом Парастаевым и завотделом сельского хозяйства цхинвальской районной администрации 73-летним Георгием Гагиевым.
Выиграл же первый тур гражданин России -- бывший первый секретарь цхинвальского горкома комсомола 37-летний Эдуард Кокоев, недобравший примерно два процента до заветных 50. Он почти вдвое опередил ближайшего конкурента -- 46-летнего председателя парламента Станислава Кочиева. Второй тур состоится до середины декабря.
Ученый-историк Людвиг Чибиров сказал вашему корреспонденту, что «в личном плане доволен, так как сможет отдохнуть за многие годы» (до избрания президентом в 1996 году он возглавлял Верховный совет). С другой стороны, по словам Чибирова, «здравомыслящие люди республики шокированы, так как за Кокоевым стоят, мягко говоря, не совсем чистоплотные лица, в том числе из Москвы». Дело в том, что и местная, и российская мафия успешно использует политическую «подвешенность» Южной Осетии (она официально считается частью Грузии, но давно не подчиняется Тбилиси). Регион превратился в транзит для наркотиков, угнанных автомобилей, фальшивых денег, Мекку контрабандистов бензином и так далее.
Южная Осетия полностью ориентирована на северного собрата -- российскую республику Аланию, однако зажата в тиски территориальной целостности и неделимости Грузии. Отчасти в нынешней смене власти в Цхинвали виноваты грузинские власти. Южная Осетия неоднократно сигнализировала о готовности провести переговоры по статусу, но Тбилиси отложил решение этого кризиса в долгий ящик, сосредоточившись на абхазской проблеме. Народная дипломатия плюс штыки российских миротворцев позволили погасить развязанные Звиадом Гамсахурдиа страсти, но дальше вялотекущих переговоров дело не продвинулось. Достаточно сказать, что возглавивший два года назад комиссию по Цхинвали в парламенте Грузии вице-спикер Эльдар Шенгелая, по уверению лидеров Южной Осетии, ни разу не посетил ее и не выступил с какой-либо инициативой. Эдуард Шеварднадзе в понедельник вынужден был выказать готовность сотрудничать с любым победителем выборов в Южной Осетии, однако приход к власти в Цхинвали совершенно неизвестного Грузии и явно пророссийского лидера может окончательно остановить переговоры.
Проигравшие говорят о несовершенстве местного законодательства. Соискателем президентского поста мог стать любой уроженец Южной Осетии, который в течение последних десяти лет не выписывался из республики. Так «отсекли» бывших коммунистических лидеров Юго-Осетинской автономной области -- ныне депутата Госдумы Анатолия Чехоева и московского бизнесмена Феликса Санакоева. Эдуард Кокоев также был нечастым гостем в Цхинвали, периодически проживая в Москве. В грузино-осетинском конфликте 1989--1992 годов он, по словам премьера Дмитрия Санакоева, участвовал только на «начальной стадии, до решающих и ожесточенных столкновений». Впрочем, патриотизм на голодный желудок для 35 тысяч югоосетинских избирателей сейчас, видимо, не столь важен.
Эдуард Кокоев в интервью газете «Время новостей» назвал «чушью» обвинения в причастности к мафии и подчеркнул, что в 1997-99 годах выполнял роль чибировского торгпреда в Москве, и тогда его никто мафиози не называл. Кокоев считает необходимым присутствие в Южной Осетии российских миротворцев, а с Грузией готов вести переговоры по статусу, но только после признания Эдуардом Шеварднадзе «геноцида осетинского народа».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси