|
|
N°220, 29 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МЭА за чистоту и разум
Как сделать энергетическое будущее светлым
«Ведущим политикам мира необходимо решительно и безотлагательно изменить будущее энергетики», -- заявил глава Международного энергетического агентства (МЭА) Клод Мандиль, представляя в начале ноября Всемирное энергетическое обозрение 2006 (World Energy Outlook 2006). Этот обширный исследовательский документ свидетельствует: если развитие мировой энергетической отрасли сохранится в русле нынешних тенденций, то энергоснабжение будущего, как выразился г-н Мандиль, обещает быть «грязным, ненадежным и дорогим». Вместе с тем прогнозисты агентства приводят рекомендации, которые, согласно взглядам их авторов, призваны помочь человечеству избежать подобной незавидной перспективы. Корреспондент «Энергии Европы» Юрий ШПАКОВ ознакомился с основными положениями доклада.
Двуликая угроза
Мир находится перед лицом двойной угрозы для энергетической отрасли. С одной стороны, существует опасность того, что не сможет быть обеспечено достаточное и надежное энергоснабжение по доступным ценам. С другой стороны, вследствие чрезмерного потребления энергии наносится ущерб окружающей среде. Стремительный рост цен на энергию и актуальные геополитические события напомнили нам, какую исключительную роль играет доступная энергия для экономического роста и человеческого развития и как восприимчиво реагирует мировая энергетическая система на нарушения в предложении. Таким образом, обеспечение энергоснабжения снова оказывается первостепенной темой в международной повестке дня. При нынешней структуре энергоснабжения, однако, существует опасность нанесения тяжкого и необратимого ущерба для окружающей среды, включая изменения глобальных климатических условий. Для того чтобы цели энергобезопасности привести в соответствие с целями охраны окружающей среды, требуются последовательные, концентрированные действия со стороны правительств, а также поддержка общественности.
Сегодня еще более важно, чем когда-либо, сдерживать рост потребления сгораемых энергоносителей, добиться большей географической диверсификации, а также диверсификации источников энергии и снижать уровень вредных для климата выбросов в атмосферу. Главы государств и правительств стран G8, которые встречались в июле 2005 года в Глениглзе и в июле 2006 года в Санкт-Петербурге с руководителями многих крупных развивающихся стран и международных организаций, в т.ч. и Международного энергетического агентства, -- поручили МЭА изложить свое мнение относительно «альтернативных энергетических сценариев и стратегий достижения «чистого, разумного и конкурентоспособного энергетического будущего».
Выпуск World Energy Outlook нынешнего года является ответом на это поручение. В этом документе находит подтверждение тот факт, что развитие потребления и торговли сгораемыми энергоносителями, а также связанные с этим эмиссии до 2030 года будут неравномерно продолжаться в том случае, если правительства не примут соответствующие меры. В этом состоит исходная посылка «базового сценария», приведенного в годовом документе МЭА. В альтернативном «политическом сценарии» публикация демонстрирует, что уровень потребления энергии, а также выбросов вредных веществ в атмосферу поддается сокращению в том случае, если будет на самом деле осуществлен комплекс мероприятий, которые намечаются в настоящее время во всем мире. Решающим при этом является необходимость того, чтобы экономическая польза эффективного использования и производства энергии превосходила экономические затраты на эти мероприятия.
99 млн баррелей в день, и это не предел
Согласно базовому сценарию, мировое потребление первичных источников энергии между сегодняшним днем и 2030 годом возрастет чуть больше чем наполовину -- это соответствует ежегодном росту на 1,6%. Только до 2015 года потребление возрастет более чем на четверть. При этом свыше 70% предполагаемого роста потребления в течение обозреваемого отрезка времени придется на развивающиеся страны, прежде всего Китай (около 30% увеличения глобального аппетита). В этих странах экономика и численность населения растут существенно интенсивнее, чем в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Таким образом, происходит смещение центра тяжести в потреблении мировой энергии. Почти половина прироста мирового потребления первичной энергии приходится на производство электричества, примерно 1/5 часть -- на транспортный сектор почти исключительно в форме горючих веществ на основе нефтепродуктов.
В целом в обоих сценариях сгораемые энергоносители до 2030 года останутся важнейшими источниками энергии. Согласно базовому сценарию, они составят 83% от общего объема роста потребления энергии между 2004 и 2030 годом. Тем самым их доля в мировом потреблении энергии вырастет с 80 до 81%. При этом удельный вес нефти снизится, хотя нефть до 2030 года сохранит за собой позиции важнейшего ингредиента в мировом «энергококтейле». Мировое потребление нефти до 2015 года повысится до 99 млн баррелей в день, а к 2030 году возрастет еще до 116 млн баррелей в день по сравнению с 84 млн баррелей в день в 2005 году. В отличие от прошлогоднего World Energy Outlook в этот раз МЭА отмечает, что самым интенсивным ростом в абсолютных показателях будет обладать каменный уголь, который будет использоваться главным образом для выработки электроэнергии. Почти 4/5 увеличения потребления угля придется на Китай и Индию. Уголь будет продолжать оставаться вторым по значению источником первичной энергии, при этом его роль в мире незначительно возрастет. Также увеличится и доля потребления природного газа. Однако ввиду высоких цен на этот энергоноситель рост его потребления не будет столь быстрым, как виделось экспертам МЭА совсем недавно. Удельный вес гидроэнергетики в выработке первичной энергии возрастет лишь незначительно. В то же самое время снизится доля ядерной энергетики. Не ожидается бума и в сфере производства другой «надежды Европы» на энергонезависимость -- энергии биомассы -- ввиду того, что развивающиеся страны будут все больше переходить на современные коммерческие энергоносители. Вследствие этого растущее использование биомассы будет приходиться на производство биогорючих материалов, а также выработку электроэнергии и тепла. Наиболее сильный рост -- правда, в сравнении с более низким исходным значением -- будет отмечаться у других возобновляемых источников энергии (без гидроэнергетики), в частности ветряной и солнечной.
Поскольку на рынках сырой нефти и продуктов нефтепереработки следует рассчитывать на новые витки напряженности, предполагаемые цены на нефть в новом докладе были скорректированы в сторону повышения. Основные рыночные данные указывают на перспективы скромного снижениях этих цен вследствие пуска в эксплуатацию новых нефтедобывающих мощностей и снижения роста потребления. Новые геополитические напряженности или, еще хуже, существенное нарушение предложения может еще выше поднять цены. Авторы документа 2006 года исходят из того, что средняя цена на импорт нефти в странах -- членах МЭА в первой половине следующего десятилетия снова снизится до 47 долл. за баррель, однако затем до 2030 года будет снова непрерывно увеличиваться. Цены на природный газ ввиду их привязки к ценам на нефть, как это следует из договоров на долгосрочные поставки, и конкуренции между отдельными энергоносителями будут в общем и целом следовать за ценами на нефть. Цены на каменный уголь в течение времени пропорционально мало изменятся, но будут развиваться в русле тенденций нефти и газа.
Мировая энергобезопасность под угрозой
Если рост потребления нефти и газа не будет сдержан, то возрастет уязвимость стран-потребителей в случае серьезного нарушения в снабжении и связанного с этим ценового шока. Страны Организации экономического сотрудничества и развития и развивающиеся народные хозяйства Азии во все возрастающей степени зависимы от импорта, т.к. растущее производство энергии внутри этих стран не может идти в ногу с увеличением спроса на нее. Добыча традиционной нефти и жидкого природного газа в странах, не входящих в ОЭСР, в ближайшие десять лет достигнет своего максимума. Согласно базовому сценарию, в 2030 году в странах этой организации две трети потребности в нефти будут покрываться за счет импорта по сравнению с нынешними 56%. Большая часть дополнительного импорта будет поступать из стран Ближнего Востока морским путем, который подвержен различным сбоям в поставках. Вследствие концентрации добычи нефти в маленькой группе стран с большими запасами, а именно в странах ОПЕК и России, их господствующее положение на рынке укрепляется. Таким образом, им становится легче добиваться повышения цен. Возросшая доля потребления природного газа предположительно будет также покрываться за счет импорта по газопроводам или сжиженного природного газа из все более отдаленных стран-производителей.
Цены на нефть, как и прежде, играют важную роль в деле солидарности мировой экономики. В большинстве стран -- импортеров нефти ускоренный экономический рост продолжится, однако он мог бы быть еще более значительным, если бы цены на нефть и иные энергоносители не возрастали. Во многих странах, ввозящих сырьевые продукты, эффект повышения цен на энергоносители по крайней мере частично выравнивался за счет увеличения экспорта неэнергетического сырья, цены на которое также возросли. Каково будет влияние выросших цен на энергию на макроэкономические перспективы, остается неопределенным. Это происходит, в частности, по той причине, что эффект повышения цен в последнее время проявил себя не во всех частях экономической системы. Признаки инфляционной напряженности усиливаются, что отражается в повышенных процентных ставках. В большинстве стран ОЭСР ухудшаются балансовые показатели, особенно это характерно для США.
Кто оплатит инвестиционный бум
Для того чтобы утолить растущий мировой голод на энергию, необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру энергоснабжения. В соответствии с базовым сценарием, приводимым в World Energy Outlook, в течение четверти века, с 2005 по 2030 год, в эту сферу потребуются инвестиции в размере 20 трлн долл. (в эквиваленте 2005 года). Это почти на 3 трлн больше прошлогодних оценок МЭА и вызвано резким ростом стоимости капитальных вложений в ТЭК, в особенности в нефтегазовой отрасли. На электроэнергетику при этом придется 56% от уровня совокупных инвестиций. Свыше 4 трлн долл. в течение 2005--2030 годов будет необходимо инвестировать в нефтяную отрасль (причем три четверти этой суммы пойдет на развитие нефтедобычи). Свыше половины мировых инвестиций в энергетику будет потрачено в развивающихся странах, где быстрее всего растут потребление и производство энергии. Только Китай будет вынужден инвестировать около 3,3 трлн долл., то есть 18% мировых вложений.
Гарантии того, что необходимые инвестиции будут сделаны, не существует. Политика, проводимая правительствами, геополитические факторы, неожиданные изменения цен, а также внедрение новых технологий могут оказать влияние на шансы и стимулы частных и государственных предприятий по инвестированию в различные звенья цепочки энергоснабжения. Решения относительно инвестиций со стороны крупных нефте- и газодобывающих стран приобретают первостепенное значение, потому что они во все возрастающей мере будут оказывать влияние на объемы импорта и цены для стран-потребителей. Так, в частности, существуют сомнения в том, что инвестиции в газовую отрасль России будут достаточными для того, чтобы сохранить неизменным нынешний объем экспорта в Европу и обеспечить начало поставок в Азию.
Больше всего сомнений связано с тем, насколько крупные нефте- и газодобывающие страны в состоянии и готовы увеличить свои инвестиции для покрытия растущего мирового спроса на энергоносители. Инвестиционные расходы ведущих нефтяных и газовых компаний в первой половине текущего десятилетия в номинальном исчислении значительно увеличились и, согласно планам предприятий, будут расти и в период до 2010 года. Однако эффект этого роста расходов на развитие мощностей будет сдерживаться за счет повышающихся цен на их сооружение. В следующем десятилетии будут необходимы более высокие инвестиции в реальном исчислении. В рамках одного из сценариев, в котором происходит задержка инвестиций, снижение добычи сырой нефти из стран ОПЕК компенсируется за счет роста добычи в странах, не входящих в картель. При этом цены на нефть возрастают на треть.
"Грязное" будущее
Согласно предположениям базового сценария, в период между 2004 и 2030 годом выброс углекислого газа в атмосферу, связанный с энергетической отраслью, повысится на 55%. Таким образом, в 2030 году он достигнет 40 гигатонн, что на 14 гигатонн больше, чем в 2004 году.
Более трех четвертей этой прибавки эмиссий углекислого газа придутся, по тому же сценарию, на развивающиеся страны. Их доля в эмиссиях будет значительнее, чем в потреблении энергии, потому что их прирост потребления будет в большей мере ориентирован на углеводородные ресурсы, чем в странах ОЭСР и экономически развитых государствах Азии. Развивающиеся страны в целом потребляют пропорционально больше угля и меньше газа. Например, Китай будет ответствен примерно за 39% мирового роста эмиссий. Выбросы углекислого газа в Китае в период с 2004 по 2030 год вследствие мощного экономического роста и существенной зависимости от использования угля для производства электричества и промышленных нужд увеличатся более чем вдвое. И уже к 2010 году Китай займет первое место в мире, вытеснив с него США, по уровню выбросов углекислого газа в атмосферу. Другие азиатские страны, в особенности Индия, также внесут существенный вклад с дело роста мировых эмиссий.
Энергетическая ответственность правительств
Тенденции, описанные в базовом сценарии, не являются чем-то неизменным. Вполне допустимо, что правительства прибегнут к соответствующим мерам, чтобы поставить систему энергетики на более стабильную основу. В альтернативном политическом сценарии принимается за основу возможность реализации обсуждаемых в настоящее время мер и политики по улучшению энергобезопасности и снижения эмиссии углекислого газа. Результатом этого стал бы значительно более медленный рост потребления сгораемых энергоносителей, импорта нефти и газа, а также выбросов углекислого газа в атмосферу. В альтернативном политическом сценарии мировое потребление первичной энергии в 2030 году примерно на 10% ниже, чем в базовом сценарии. Эта разница приблизительно соответствует объему совокупного потребления энергии Китаем.
На пути к внедрению «нового энергетического мышления», предусмотренного альтернативным сценарием, находятся значительные препятствия. На практике будет необходима большая политическая воля, чтобы реализовать эти меры, против которых неизбежно возникнет сопротивление некоторых заинтересованных представителей индустрии и потребителей. Носители политических решений будут должны ясно выразить преимущества, которые несут с собой эти меры для экономики и общества. В большинстве стран общественность все больше осознает преимущества, которых можно ожидать от повышения надежности снабжения и охраны окружающей среды, эффективности использования энергии и повышения роли возобновляемых источников энергии.
Для более активных действий со стороны государства необходима поддержка частного сектора, а также международная кооперация. Наибольшие инвестиции, связанные с энергетикой, хотя и должны поступать из частного сектора, во многом будут зависеть от государства, которому принадлежит решающая роль в создании необходимого климата для вложений. Индустриально развитые государства должны будут оказывать помощь развивающимся государствам в совершении прорыва к прогрессивным технологиям и эффективному оборудованию и процессам. Для этого требуются программы по поддержке передачи технологий, капитального строительства объектов, а также по совместным исследованиям и развитию. К тому же необходимо добиться высокого уровня сотрудничества между странами, а также между экономикой и государством.
|