Время новостей
     N°217, 24 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2006
Перспективные вливания
ВТБ-24 удовлетворит потребности малого бизнеса
Объем кредитов малому бизнесу, выданных банком ВТБ-24, составит около 700 млн долл., заявила вчера вице-президент Внешторгбанка Надежда Карисалова. Участники рынка отмечают бурный рост кредитования малого бизнеса, указывая, что финансовые институты пока удовлетворяют спрос лишь на 15--20%.

По оценкам экспертов, за последние три года объем кредитования малого и среднего бизнеса увеличился вдвое как за счет появления на рынке новых игроков, так и за счет роста портфелей прежних его участников. Министерство экономического развития и торговли оценивает потребность малых предприятий в кредитных ресурсах в 25--30 млрд долл. (или 0,75--1 трлн руб.). При этом, по мнению МЭРТ, банки удовлетворили максимум пятую часть запросов предприятий.

По итогам десяти месяцев этого года портфель кредитов малому бизнесу ВТБ-24 составил около 650 млн долл. Как ранее заявлял член правления ВТБ-24 Сергей Сучков, усилившаяся конкуренция на рынке обслуживания крупных корпоративных клиентов заставляет банки уделять больше внимания небольшим компаниям. В частности, в сегменте российского малого бизнеса прогнозируется рост кредитования и привлеченных средств до 918 млрд и 540 млрд руб. соответственно. Лидером здесь является Сбербанк, который только в прошлом году выдал кредитов малому бизнесу примерно на 146 млрд руб. Примерно 60% этих займов получили индивидуальные предприниматели.

Управляющий директор департамента среднего и малого бизнеса Банка Москвы Максим Шиндяпкин считает, что это перспективное направление. «Спрос сейчас неудовлетворен, бизнесмены очень заинтересованы в финансовых вливаниях, -- говорит он. -- Кроме того, процент просроченных кредитов в этом секторе на порядок ниже, чем в секторе потребительского кредитования, что немаловажно для банкиров». Крупные банки подходят взвешенно к качеству залога и самого заемщика, несмотря на упрощенный порядок рассмотрения кредитных заявок, заметил г-н Шиндяпкин. «Малые» заемщики интересны банкам еще по одной причине -- у многих из них есть хорошие перспективы развития, и банки готовы помогать своим клиентам расти.

Впрочем, не все российские банки охотно развивают это направление. Так, у одного из крупнейших российских банков -- Альфа-банка -- слабо развита линейка кредитования малого бизнеса. Банк «Уралсиб» стал работать в этом направлении только два года назад.

Николай КОЧЕЛЯГИН