Французская Air France-KLM Group, крупнейшая в Европе авиакомпания, решила расширить свой бизнес за счет поглощения убыточного итальянского авиаперевозчика AlItalia SpA. Вчера руководители обеих компаний начали обсуждать условия слияния, но до чего-то определенного пока не договорились. Как сообщил Reuters генеральный директор Air France-KLM Жан-Сирил Спинета, речь шла о потенциальной реструктуризации итальянской компании и об «эффекте, к которому может привести какое-либо слияние».
Обе стороны вели переговоры осторожно.
В связи с кризисом, который переживает AlItalia, руководство французской компании дало понять, что не будет инвестировать в слияние, пока не поймет, что у итальянцев есть реальные перспективы. От AlItalia ждут новой успешной реструктуризации и самостоятельного выхода из финансового кризиса. Пока же, как уточнили представители Air France-KLM, решения о слиянии нет. Итальянцы тоже заявили, что не станут вступать в альянс до тех пор, пока им не будет известна конечная цель французской компании. Позицию AlItalia озвучил в интервью французской Figaro премьер-министр Италии Романо Проди: «Я всегда поддерживал переговоры двух авиакомпаний. Но в настоящий момент сомневаюсь и хочу понять истинные намерения Air France. Нам необходимо знать, собирается ли Air France создавать крупную европейскую авиагруппу, в которой Италия займет свое место, или она хочет заполучить долю большого и богатого авиарынка Италии». Возможные перспективы слияния г-н Проди обещал обсудить на франко-итальянском саммите.
Участие г-на Проди в обсуждении дальнейшей судьбы компании не случайно.
Правительству Италии принадлежит чуть меньше контрольного пакета AlItalia, и оно неоднократно давало понять, что не заинтересовано в национализации компании. Усиливая заявление г-на Проди, в AlItalia заметили, что председатель правления компании Джанкарло Чимоли уже обладает мандатом на заключение соглашения с другой авиакомпанией, но название ее раскрывать не стали.
По всей видимости, говорят эксперты, оба участника пока тщательно изучают реакцию на возможное слияние и пытаются добиться лучших условий сделки. Французам хорошо известно, что AlItalia последние четыре года была убыточной -- по итогам этого года ее потери могут составить 180 млн евро. Это означает, что компания теряет примерно 20 тыс. евро в час, при этом сумма ее долгов вдвое меньше оборота, составившего 1,8 млрд евро в последнем финансовом году. Недавно компания сообщила о том, что нуждается в новом плане реструктуризации. В то же время итальянцы знают, что Air France-KLM уже давно присматривается к AlItalia и даже владеет 2% ее акций.
Для Air France-KLM сейчас хороший момент закрепить позиции лидера на рынке авиаперевозок Европы. Согласно последним финансовым отчетам, компания подтвердила прогноз роста основных показателей прибыли за весь финансовый год. «Первый квартал выдался отличным, а второй -- очень хорошим, -- заявил Reuters исполнительный директор Air France-KLM Пьер-Анри Гурге. -- Ожидания на предстоящие недели соответствуют сильной активности первого квартала. Это дает нам возможность подтвердить наш прогноз значительного увеличения операционной прибыли в 2006/07 финансовом году по сравнению с предыдущим годом».
Информация о возможном слиянии обрушила рынок акций Air France. Рынок воспринял намерение компании сесть за стол переговоров с AlItalia как возможный просчет. По итогам дня ее ценные бумаги потеряли 7,3% своей стоимости, продемонстрировав самое значительное падение за последние три года: за одну акцию компании предлагали 29,9 евро, что на 2,35 евро меньше, чем днем ранее. А с начала года цена бумаг Air France выросла на 67%.
Мировым перевозчикам до 2025 года потребуется 22,7 тыс. новых грузовых и пассажирских самолетов общей стоимостью 2,6 трлн долл., говорится в прогнозе развития мировой индустрии воздушных перевозок, подготовленном самолетостроительным концерном Airbus. По сравнению с прогнозом двухлетней давности теперь потребность выросла на 31,2%. По мнению экспертов, это объясняется ожидаемым существенным ростом пассажирских перевозок, ужесточением экологических требований и увеличивающейся потребностью авиакомпаний в новых топливоэффективных самолетах. "Воздействие этих факторов потребует ускоренных темпов замены свыше 12 тыс. эксплуатируемых самолетов", -- отмечается в прогнозе. Потребность в пассажирских и грузовых самолетах сверхбольшой вместимости Airbus оценила в 16 тыс. единиц в общей сложности на 503 млрд долл., что составит 20% от общей стоимости всех прогнозируемых к поставке новых самолетов в предстоящие 19 лет. Потребность в широкофюзеляжных пассажирских самолетах составит около 42% от стоимости всех поставок. Наибольший спрос ожидается в категории таких самолетов вместимостью 250--300 пассажиров и оценивается в 3,7 тыс. единиц. Именно к этой категории относятся лайнеры семейства A350, которые планируется запустить в производство, и уже выпускаемые лайнеры семейства А330/А340. Наибольшим спросом -- свыше 15,3 тыс. единиц -- у компаний будут пользоваться узкофюзеляжные лайнеры с числом мест от 100 до 220. Их доля в общей стоимости составит 42%, а в количественном выражении -- 70%. Самым быстрорастущим рынком эксперты называют Азиатско-Тихоокеанский регион, который «займет треть мирового рынка перевозок в 2025 году», говорится в прогнозе.
ИНТЕРФАКС