|
|
N°213, 20 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рустам Ибрагимбеков: Предстоит новый судебный виток
Едва ли не главным из объявленных на прошедшем съезде кинематографистов итогов отчетного периода была выигранная битва за здание «Киноцентра», что несколько лет шла между СК России и Конфедерацией союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии. Однако, по мнению председателя конфедерации Рустама Ибрагимбекова, праздновать победу Никита Михалков поторопился. Корреспондент газеты «Время новостей» Вита РАММ встретилась с Рустамом ИБРАГИМБЕКОВЫМ и попросила его прокомментировать ситуацию.
-- Каковы ваши впечатления от съезда?
-- Мы должны понять, во имя чего существуем. К сожалению, за десять лет наши цели никак не осознаны. Аппарат Союза кинематографистов старается его омертвить, чтобы было легче управлять. Но ведь кинематографисты должны использовать аппарат СК настолько, насколько он нужен для нормальной жизни. К сожалению, Никита Михалков, будучи замечательным художником, ничего не понимает в смысле и сути общественной организации. Он собрал так называемых менеджеров, которые и начали эту войну. В результате затрачены огромные деньги, СК в долгах, но ни одна из насущных проблем не решена.
-- Выходит, аппарат СК России манипулирует своим председателем?
-- К сожалению, прошло много лет, а выдающийся кинематографист Никита Михалков не понимает, что является орудием аппарата, который уничтожает живой организм киносообщества. Вот-вот оно умрет, и тогда цель аппарата будет достигнута: управлять станет совсем легко. Сколько сил потрачено на борьбу за здание «Киноцентра»! За это время российский союз мог бы, используя колоссальные возможности Михалкова, построить нечто большее. Пока идут споры, я получил участок в десять соток в районе метро «Маяковская», где будет построен Центр азербайджанской культуры площадью 1,5 тысячи кв. метров. Строительство будет бесплатным: мы привлекли заинтересованных лиц, они заплатили за землю и построят наш центр, а над ним себе квартиры, офисы. Если бы менеджеры Никиты Сергеевича посоветовали ему строить, СК давно бы получал доход.
-- В чем суть конфликта между СК России и конфедерацией?
-- Есть два свидетельства на собственность. Наше зарегистрировано в реестре Москомимущества. В 1991 году Москомимущество выдало свидетельство и для СК России, но оно не зарегистрировано. Мы подали иск о признании его неправомочным. Прошли два круга судебных разбирательств, выиграли шесть судов. Седьмой суд, на решение которого повлияло постановление правительства, признал правоту СК России. Мы подали апелляцию в Верховный арбитражный суд. Но даже если там утвердят решение последнего суда, «Киноцентр» не скоро станет собственностью СК России. По законодательной норме, владельцами здания СК станет не раньше чем через 40 лет, так как здание, как часть уставного капитала, внесено в акционерное общество МЗАО «Киноцентр» сроком на 50 лет. Так что предстоит очередной судебный виток.
-- Может ли правительство ускорить решение этой проблемы?
-- Постановление правительства по «Киноцентру» нарушает закон. Что подтвердила Госдума, которая накануне съезда направила в правительство запрос (до этого были обращения отдельных депутатов). В постановлении написано, что вопрос надо решить в рамках российского законодательства, но в пользу российского союза. Это грубейший нажим на судебные инстанции, чему и подчинился федеральный окружной суд 17 октября. Он отменил шесть решений Московского арбитражного суда, никак это не мотивируя и стараясь не афишировать. Естественно, мы подаем апелляцию.
-- Михалков обещает, что если СК будет управлять «Киноцентром», кинематографисты заживут хорошо...
-- Никита Сергеевич повторяет ошибку своего бывшего менеджера Дмитрия Пиорунского. Доходы от «Киноцентра» могут помочь лишь благополучию аппарата СК РФ, который будет получать хорошие зарплаты, и то не долго. Как показывает опыт хозяйствования аппарата СК, все, что находилось в их ведении, разорено или продано. И если уцелел Дом кино, то потому, что там свой совет, если уцелел Дом ветеранов, то потому, что им долгое время управлял «Кинофонд». Ни «Киноцентр», ни чаемые 15% с кинопроката не могут решить проблем российского кино.
Что касается избирательной помощи, то только за два последних года «Киноцентр» потратил 8,5 млн рублей на благотворительную программу, по которой больше тысячи московских кинематографистов-ветеранов получали и деньги, и лечение, и путевки. А СК говорит, что за год от «Киноцентра» они получили только 7 млн рублей. Действительно, СК получает 32% от той суммы, что распределяет «Киноцентр» между всеми союзами конфедерации. А если «Киноцентр» перейдет в руки СК РФ, то скоро и этого не будет. Гарантирую.
-- Как обстоят дела с Музеем кино?
-- Говорят, что Музей кино выгоняют из «Киноцентра». Это ложь. По проекту музей должен занимать 1124 квадратных метра. Он занимает 3 тысячи. Все наши расходы по его содержанию в глазах налоговой инспекции незаконны. Каждый год нас штрафуют: получается, что часть своих денег мы тратим на стороннюю организацию. Единственная наша просьба к музею -- как-то оформить отношения: заключить договор или включить нас в число учредителей. На это музей отвечает: мол, здание не ваше, а СК России. И тем не менее мы каждый год выделяем деньги на нужды музея.
-- Кому же реально принадлежит сейчас «Киноцентр»? Говорят, что он уже ушел в частные руки...
-- По российскому законодательству все, что не государственное, является частным, даже если это собственность общественной организации. «Киноцентр» -- это собственность всех союзов кинематографистов бывшего СССР, включая и российский. Кинематографическое сообщество вводят в заблуждение, говоря, что «Киноцентр» занимает 22 тысячи кв. метров. 3 тысячи занимает музей, столько же -- технические службы, так что арендуемых и отведенных под кинопоказ площадей не больше 11 тысяч.
-- Что за история с вашим кабинетом в здании СК России?
-- Съезд принял решение о выходе СК РФ из конфедерации, и мне предложили освободить кабинет в здании СК России. Но между конфедерацией и СК России подписан договор, по которому наши комнаты переходят к нам в бессрочное пользование. Аннулировать этот договор не во власти аппарата СК. Это прерогатива суда. Уже была попытка подать иск в суд, но там не стали его рассматривать: в договоре прописано, что прекратить отношения в одностороннем порядке нельзя. И поход в суд закончился печально. Как и в случае с «Киноцентром». Если бы правда была на стороне аппарата СК, то они бы получили здание после первого суда.
Беседовала Вита РАММ