|
|
N°217, 24 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ВВП для НДС
Кабинет министров обсудил идею привлечения президента к сбору налогов
Рассмотрение любой реформы в сфере экономики, начиная с инфраструктурных и заканчивая налоговыми, возвращает кабинет министров Михаила Фрадкова с дистанции на старт. И чувство «полной беспомощности», в котором премьер признался не так давно, имеет под собой одно, весьма фундаментальное основание. Административная реформа так и не была проведена до конца, а потому и нынешняя структура исполнительной власти неполноценна. По сути, экономическая власть переместилась из Белого дома в Кремль. А организационно это до сей поры никак не оформлено.
Очередной сигнал о наличии кризиса правительства как структуры, выбившейся из сложившейся после выборов 2004 года политической системы власти, прозвучал вчера на заседании кабинета при обсуждении принципиальнейшего вопроса -- совершенствования администрирования НДС, собираемость которого в текущем году заметно снизилась -- с 4,2% ВВП в 2005-м до 3,8% ВВП.
Новации Минфина по улучшению администрирования НДС представлял заместитель министра Сергей Шаталов. Их три: введение НДС-реестра, системы НДС-платежей и единой информационной системы по контролю за вывозимыми товарами. Предложения Минфина на сей счет показались большинству министров чрезмерно теоретическими, туманными, а кому-то просто неприемлемыми. Возник нешуточный диспут. Особенно вокруг государственной регистрации юридических лиц -- плательщиков НДС.
Г-н Шаталов постарался объяснить, что это способ борьбы с фирмами-однодневками, действующими на внутреннем рынке. НДС-реестр в противовес им должен представлять собой некий клуб солидных, добропорядочных плательщиков. Критерии отбора довольно просты: постоянный юридический адрес, по которому плательщика можно застать в любой момент, и большой объем оборота. По словам заместителя министра финансов, в Дании порог оборота составляет 6--7 тыс. евро, во Франции -- 76 тыс. «А если оборот меньше, то возмещать НДС не надо таким плательщикам? -- поинтересовался министр природных ресурсов Юрий Трутнев. -- Есть ли какой-то менее разрушительный метод администрирования?» Первый вице-премьер Дмитрий Медведев предостерег от создания еще одного специнститута -- «спецэкспортеров». На его взгляд, попадание в «элиту» плательщиков НДС у нас вполне может сопровождаться традиционными поборами госструктур-регистраторов.
Глава подведомственной Минфину Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков поразил премьера полной неосведомленностью о готовящихся новациях. Г-ну Фрадкову, который выразительно посмотрел на главу Минфина Алексея Кудрина, очевидно, хотелось знать, с кем же обсуждались эти предложения, если не с теми, кому собирать НДС.
По словам главы Центрального банка Сергея Игнатьева, он «не нашел в докладе ничего, что решало бы проблему». Но НДС-реестр главный банкир все же поддержал. По его мнению, нынешние объемы ухода уплаты НДС на внутреннем рынке через фирмы-однодневки столь пугающи, что «наркотики отдыхают». «Мы с Минфином обсуждаем НДС больше года, пока все в тумане, -- посетовал г-н Игнатьев. -- Извините, Алексей Леонидович, но этим нужно заниматься министру финансов самому».
Однако первый вице-премьер Дмитрий Медведев вопреки главе ЦБ видит иную перспективу выхода из «кризиса идей» в правительстве. Он, разуверившись в креативном потенциале Минфина, предложил поддержать идею президента и создать при нем совет по налоговой политике. Чем вызвал бурные эмоции г-на Кудрина. Тот отметил, что критика президента по части налогового администрирования имела место и справедлива, а идея нового совета возникла якобы потому, что «правительство не может стабилизировать налоговую ситуацию». Но главный финансист страны с такой постановкой вопроса категорически не согласен: «Если бы позиция Минфина учитывалась постоянно, тогда бы мы обеспечили стабильность ситуации. И меньше была бы необходимость переносить к президенту функции правительства».
В этом нелегком споре правительственных тяжеловесов премьер нашел единственно правильную линию на нейтрализацию. «То, что президент предложил создать подобный совет, -- это недоработка правительства», -- признался он. После чего безошибочно выбрал ответственного за недочет. «Неподготовленные выступления дискредитируют роль правительства. И Минфин явно недорабатывает. И цифры отсутствуют. Алексей Леонидович, проведите у себя дополнительную работу», -- жестко рекомендовал г-н Фрадков. И завернул предложения финансового ведомства. Получается, вместе с темой создания совета по налоговой политике при президенте.
Вера КУЗНЕЦОВА