Россия наконец четко сформулировала свою позицию по одному из главных спорных с Евросоюзом вопросов -- ратификации Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Как стало известно «Времени новостей», в начале недели на конференции ДЭХ в Брюсселе ее представил замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров. «Российская делегация призывает другие договаривающиеся стороны к обсуждению проблемы
реформирования ДЭХ и со своей стороны готова к обсуждению этого вопроса как на экспертном, так и на более высоком уровне», -- сказал уполномоченный чиновник. При этом полностью отказываться от этого документа Москва не хочет. По словам г-на Матерова, хартия «сохраняет для России важное значение как единственный на сегодня документ, устанавливающий правила игры в мировом ТЭК». Официальной реакции из Брюсселя по этому поводу пока не последовало. Однако глава МИД России Сергей Лавров, заявив вчера о невозможности ратификации договора в его нынешнем виде, отметил: «Недавняя встреча стран -- участниц Энергохартии дает надежду на то, что наша позиция начинает пониматься лучше».
Европейская энергетическая хартия была подписана в 1991 году в Гааге. Это декларативный документ, описывающий справедливые принципы действий участников энергетического рынка, включая нормы свободной торговли и защиты инвестиций в добывающие отрасли. Через три года в Лиссабоне был подписан более строгий Договор к Энергетической хартии, к которому присоединилась 51 страна, включая Россию. Цель документа -- «создание единого поля правил, которые должны соблюдать все участвующие правительства, таким образом, сводя к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в области энергетики». Однако на деле документ лишь защищал инвестиции развитых стран в добывающие отрасли богатых ресурсами развивающихся партнеров ради гарантий безопасности и стабильности поставок углеводородов в Европу.
В итоге Россия отказалась ратифицировать договор, выставив дополнительные требования, а именно подписание транзитного протокола к ДЭХ. Было решено, что его текст напишут и согласуют Россия и ЕС, после чего вынесут на одобрение других участников договора. К 2003 году Москва и Брюссель наконец подготовили официальный проект текста этого протокола и начали переговорный процесс по его согласованию.
Три основных спорных момента касались тарифов и аукционов по транспортным мощностям, права первого отказа при продлении контракта на транзит и распространении норм транзитного протокола на территорию Евросоюза. Когда ДЭХ только подписывался, между Россией и Европой было довольно много транзитных стран. Сейчас их осталось только две -- Белоруссия и Украина, остальные либо уже являются членами ЕС, либо близки к вступлению. А значит, положения хартии действовали бы на территориях России, Белоруссии и Украины в полном объеме, а в ЕС только в соответствии с европейским и национальными законодательствами.
Вплоть до лета 2006 года шли консультации на экспертном уровне, однако снять эти противоречия так и не удалось. Переговорщики со стороны ЕС потребовали перевести переговоры на политический уровень, однако ответ Москвы получили только сейчас. По информации «Времени новостей», российские власти все это время решали, кто получит полномочия на ведение политических переговоров по ДЭХ. Сразу несколько источников рассказали, что в июне инициативу взяло на себя Минпромэнерго. Был даже подготовлен соответствующий проект постановления правительства. Однако о притязаниях на ведение переговоров заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, мотивируя это опытом успешных переговоров с Еврокомиссией по вступлению в ВТО. В итоге только в октябре было принято компромиссное решение сформировать группу переговорщиков по ДЭХ под крылом МИДа (процесс должен быть завершен в ближайшее время).
Г-н Матеров же в Брюсселе призвал ЕС к реформированию ДЭХ. Он привел основные точки недовольства Москвы документом и его реализацией в жизнь. Во-первых, по его словам, «страны с переходной экономикой больше не могут довольствоваться рамками схемы «энергетические ресурсы в обмен на инвестиции» и заинтересованы скорее во взаимных инвестициях, включая применение различных схем обмена активами». «Но договор в его сегодняшнем виде никак не защищает нас от дискриминации на предынвестиционной стадии», -- заявил чиновник. На смену юридически необязательным обещаниям типа «стороны будут стремиться...» должны прийти формулы, предусматривающие строгие обязательства сторон, причем на принципах строгого обеспечения баланса интересов, полагает он.
Во-вторых, Россию не устраивает, что «ЕС по-прежнему настаивает на абсолютном приоритете права Европейских сообществ на территории Евросоюза и невозможности применения протокола в его пределах, но при этом сохраняя за собой право участвовать в решении транзитных проблем на территории других стран -- участниц протокола».
В-третьих, у России есть ряд претензий и к работе секретариата Энергохартии, который, по словам г-на Матерова, постепенно превращается в небольшой научно-исследовательский институт. «Как нам представляется, он слишком формально понимает свою роль в качестве хранителя и гаранта энергохартийных скрижалей и мало что делает для развития энергохартийного процесса в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, -- говорится в докладе замминистра. -- Секретариат также должен уделять больше внимания разработке положений, обеспечивающих защиту интересов компаний стран-производителей в странах-потребителях, что требует обеспечения большей прозрачности в отношении инвестиционного климата в странах-потребителях, в первую очередь в ЕС».
Впрочем, обсуждаются и относительно радикальные варианты развития отношений в европейском ТЭК. Например, полностью отказаться от ДЭХ и перейти на двустороннее регулирование вопросов взаимодействия в энергетической сфере между Россией и Европой. «В частности, ЕС предлагает включить в текст документа о стратегическом партнерстве принципы сотрудничества между Россией и ЕС в энергетической сфере, основанной на тех декларациях, которые были сделаны в этом году в Петербурге на саммите G-8», -- сообщил вчера помощник президента России Сергей Ястржембский. Очевидно, что именно в Хельсинки, где завтра пройдет саммит Россия--ЕС, должна решиться судьба дальнейших переговоров по документу.