|
|
N°216, 23 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Почти ничего не сделано»
Президент не получил от правительства рецепта развития энергетического комплекса
Владимир Путин вчера провел очередное -- уже шестое -- совещание в Кремле по проблемам развития энергетического комплекса страны. И хотя на этот раз оно проходило не в резиденции «Ново-Огарево», а в Кремле и длилось более четырех часов, конкретики о будущем российской энергетики, судя по всему, не прибавилось.
Зато президент воспользовался случаем и раскритиковал правительство за, мягко говоря, чрезмерную осторожность в разработке параметров реформирования отрасли. «Я поручал уточнить прогноз потребления электроэнергии, динамику изменения тарифов, предложить более точный прогноз изменения топливного баланса, выработать ряд нормативных решений, стимулирующих развитие электроэнергетики, -- сказал президент во вступительной речи. -- В поручении, которое мной было подписано в октябре этого года, в пункте 5 целый перечень мер: гарантии подключения к сетевой инфраструктуре, использование схем гарантирования инвестиций, предоставление государственных гарантий для привлечения заемного финансирования, меры налогового стимулирования, меры по упрощению разрешительных процедур на всех стадиях реализации инвестиционных проектов, софинансирование НИОКР и так далее. Хочу отметить: почти ничего не сделано. Есть планы по реализации того, что я сейчас сказал, и движение, надеюсь, есть какое-то. Но окончательной реализации нет ни по одному пункту».
В связи с этим глава государства пригласил в Кремль, как он выразился, «всех руководителей правительства». Ибо «эта сфера крайне важна для всех отраслей экономики и для граждан, для рядовых граждан страны». Пришли же премьер Михаил Фрадков, его заместители Александр Жуков и Сергей Иванов, министры экономразвития Герман Греф, промышленности и энергетики Виктор Христенко, глава тарифной службы Сергей Новиков, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, ключевые чиновники администрации президента, а также председатели правления «Газпрома» Алексей Миллер, РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и Сибирской угольной энергокомпании Владимир Рашевский. Вступительную речь в прямом эфире транслировал телеканал «Вести24».
Владимир Путин указал, чем в первую очередь, по его мнению, вызвана необходимость обсудить проблемы развития энергетики именно сейчас: «Многое правительством и регионами делается в последнее время. Вместе с тем сбои, которые мы наблюдаем при входе в зимний период (в стране за последние две недели произошло несколько аварий на тепловых и электрических сетях, а также на электростанциях. -- Ред.), говорят о том, что делается недостаточно. Если бы делали все, как нужно, не было бы сбоев. И люди бы не страдали. Тысячи людей остаются без тепла и без электричества. Надеюсь, кстати, что в самые кратчайшие сроки все будет устранено. Это, конечно, прежде всего, может быть, задача региональных властей. Но и энергетических компаний не в последнюю очередь. И правительство прошу обратить на это внимание».
Как известно, электроэнергетика столкнулась с недостатком инвестиций, в результате чего и происходят аварии -- нет денег на модернизацию устаревшего оборудования. При этом вслед за ростом экономики резко стало увеличиваться потребление электричества.
Анатолий Чубайс избрал основным способом привлечения инвестиций допэмиссию акций крупных генерирующих компаний, однако продавать их правительство не спешит -- до сих пор четко не прописан механизм инвестирования полученных средств. Да и нет четкой стратегии, где именно строить электростанции и какого типа -- угольные или газовые. При нынешней внутрироссийской цене газа в 45 долл. за тыс. кубометров (при мировой более 200 долл.) для РАО, понятно, выгодны газовые станции -- они окупятся быстрее угольных (затраты на топливо сейчас в семь-восемь раз выше). Однако «Газпром» неоднократно утверждал, что при падающей добыче ему нерентабельно инвестировать в разработку новых -- трудных -- месторождений, если газ будет направляться на растущий в объемах внутренний рынок, где низкая цена.
В итоге Анатолий Чубайс предлагал повысить цену газа вдвое. С одной стороны, РАО требуются гарантии поставок газа на длительный период (для успешного завершения реформирования отрасли -- продажи генерирующих компаний инвесторам по максимальной цене), с другой -- увеличение поставок на 30--50 млрд кубометров к 2010 году (чтобы обеспечить рост потребности в электроэнергии в среднесрочной перспективе).
Но против значительного увеличения цен на газ, по крайней мере, в ближайшие полтора года, возражает правительство, которое явно не хочет отвечать за проблемы неподготовленной к дорогому газу экономики страны. А реформированию системы отношений в газовой отрасли (введению долгосрочных контрактов, либерализации системы доступа в трубопроводы и даже дополнительному росту поставок на рынок со стороны других игроков) активно сопротивляется «Газпром», мотивируя это отсутствием рыночного ценообразования, что приводит к необоснованно высокому спросу на газ и отсутствию стимулов к его экономии.
На прошлом совещании у президента 19 октября Владимир Путин лично поддержал газового монополиста: «Мы не можем с вами, и это понятно для всех здесь присутствующих, всю экономику страны посадить на один энергоноситель -- на природный газ. Это недопустимо -- даже с точки зрения национальной безопасности». Однако в проекте правительственного доклада к сегодняшнему заседанию, как уже сообщалось (см. «Время новостей» от 20 ноября), все новые ГРЭС и ТЭС до 2010 года должны работать на газе и требуют минимум 30 млрд кубометров дополнительно. Для сравнения: в прогнозном балансе «Газпрома», подготовленном к разговору у президента, через четыре года на весь внутренний рынок должно быть поставлено лишь на 27 млрд кубометров больше, чем в 2006-м.
Нет и понимания, как повышать цены на газ, хотя все заявляют, что России нужна четкая программа индексации на несколько лет вперед. «Газпром» и РАО «ЕЭС России», по неофициальным сведениям, договорились о совместном лоббировании перехода на цену в 80 долл. уже с 1 января 2007 года. В процессе межведомственных согласований это цифра трансформировалась в 90 долл. в 2009 году. Однако МЭРТ с одной стороны и Минпромэнерго с ФСТ - с другой так и не смогли договориться о том, какими шагами на нее выйти. Ведомство Германа Грефа настаивает на минимальной индексации до середины 2008 года, и резком росте в следующие шесть месяцев после выборов президента. Оппоненты считают, что повышать надо равномерно, примерно на 30% в год, пересматривая тарифы каждые полгода.
Учитывая, что во вступительном слове ко вчерашнему заседанию Владимир Путин заявил об отсутствии решений по огромному числу проблем, то становится очевидным, что в таких условиях просто невозможно принимать конкретные решения как по цене на газ, так и по продаже генерирующих компаний инвесторам.
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ