Предъявлены обвинения арестованным руководителям Федерального фонда обязательного медстрахования
Генпрокуратура, как стало известно «Времени новостей», вчера предъявила официальные обвинения гендиректору Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрею Таранову и его заместителю Дмитрию Усенко, арестованным на прошлой неделе. Им инкриминируется «злоупотребление должностными полномочиями» и «получение взятки в крупном размере» (ст. 285 и 290 УК РФ). Остальные двое заместителей г-на Таранова -- Наталья Климова и Дмитрий Шиляев, а также главный бухгалтер фонда Галина Быкова, начальники контрольно-ревизионного и финансового управлений Татьяна Маркова и Нина Фролова по-прежнему остаются в статусе подозреваемых.
Вчера же в рамках этого
расследования в отставку были отправлены еще два высокопоставленных сотрудника ФФОМС -- начальник управления лекарственного обеспечения Александра Баженова и советник гендиректора по информатизации Геннадий Орлов. Их, по данным нашего источника, также допросили в Генпрокуратуре, но пока в качестве свидетелей.
Как рассказал "Времени новостей" источник, близкий к следствию, кроме материалов проверки Счетной палаты, легших в основу обвинения, в деле имеется несколько заявлений от фармацевтических компаний-производителей, которых руководство фонда якобы вынудило участвовать в реализации
госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан. «У фармкомпаний просто не было другого выхода, -- сказал наш источник. -- А отказаться они не могли по одной простой причине -- не хотели портить отношения с ФФОМС». По его словам, вместо того, чтобы получать прибыль от продаж своей продукции, отечественные производители лекарственных препаратов за свой счет поставляли товар в регионы страны.
По условиям договора с ФФОМС дистрибьюторы должны были покупать в кредит у производителей только жизненно важные лекарства -- сердечно-сосудистые, противотуберкулезные, онкологические, для лечения СПИДа и т.д. -- и поставлять их в региональные аптечные сети, где их должны были бесплатно получать льготники по рецептам. А затем эти рецепты пересылались дистрибьюторам, те предъявляли их для оплаты в территориальные фонды ОМС, а из полученных средств должны были возмещать производителям препаратов понесенные затраты. Однако ФФОМС деньги платил весьма неохотно и в результате, как рассказал наш источник, задолжал 48 фармкомпаниям порядка 25 млрд руб. Из-за этого некоторые компании-производители оказались на грани разорения или были вынуждены сократить производство жизненно важных лекарств.
Кроме того, по версии следствия, выигравшие тендер на ДЛО дистрибьюторы обратились с просьбой о поставке лекарств еще и к западным коллегам, чьи цены на препараты были значительно выше российских аналогов. «Все это было сделано с одной целью -- как можно больше денег получить на посреднических процентах, -- рассказал наш источник. -- Правда, пока непонятно, где осели бюджетные средства. В деле имеются списки лекарств, которые закупали дистрибьюторы. Причем кроме жизненно важных препаратов там есть и такие, которые не входили в установленный фондом перечень, а их цены доходили до 6 тыс. руб. за одну упаковку. Но и эти дорогие западные лекарства льготникам также не доставались».
Кроме того, как рассказал источник, следствие установило, что сам тендер на поставку препаратов по программе ДЛО в 2006 году проводился только на бумаге. Названия дистрибьюторов -- победителей конкурса были определены заранее. «За это «выигравшие» заплатили огромные суммы. Причем откат выплачивался из тех самых почти 30 млрд руб. бюджетных средств, что были выделены на реализацию программы ДЛО, и в зависимости от степени участия каждого конкретного дистрибьютора процентная ставка варьировалась от 3 до 25% от общей полученной им суммы», -- объяснил наш источник. Теперь, как рассказали в Минздравсоцразвития, условия участия в конкурсе ДЛО-2007 изменятся.
Вчера же в Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные реализации национального проекта «Здоровье», на которых выступил аудитор Счетной палаты РФ
Валерий Горегляд, проводивший проверку Минздравсоцразвития. В свете арестов почти всего руководства ФФОМС его выступление привлекло особое внимание -- накануне депутаты решили перенести встречу с главой Минздравсоцразвития Михаилом Зурабовым, посоветовав ему на время скандального расследования уйти в отпуск. Однако ожидания тех депутатов, которые жаждали новых разоблачений в ведомстве г-на Зурабова и подчиненных ему структурах, не оправдались. Г-н Горегляд сообщил, что в самом Минздравсоцразвития «на данный момент фактов нецелевого использования ресурсов нами не обнаружено». (Именно с выявления таких фактов началось уголовное дело по ФФОМС.)
Впрочем, претензии у Счетной палаты к ведомству г-на Зурабова все же нашлись, в том числе и по приоритетному нацпроекту "Здоровье". «При организации и проведении централизованных закупок медоборудования для учреждений здравоохранения не были в полной мере соблюдены требования законодательства о проведении конкурсных торгов», -- сообщил аудитор. В частности, в период проведения конкурсных торгов заявленные объемы закупок подвергались неоднократной корректировке в части объемов и видов закупаемого диагностического оборудования. Г-н Горегляд признал, что, безусловно, это было обусловлено определенной спецификой, связанной с тем, что регионы зачастую и сами не всегда могли дать точные заявки. "Но тем не менее эта ситуация провоцировала определенное отклонение и могла быть определенной основой для злоупотреблений, -- отметил аудитор. -- В нарушение требований Гражданского кодекса РФ и конкурсной документации госконтракты на поставки диагностического оборудования заключались повсеместно со значительным увеличением объемов закупаемой продукции по сравнению с объемами, размещаемыми на конкурсной основе. Фактически без проведения конкурсных торгов дополнительно в пределах выделенных средств была закуплена 2321 единица медоборудования на сумму 3,435 млн руб., что составляет 31,6% от всего оборудования, закупленного на конкурсной основе".