Президент Путин провел вчера в Кремле Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов. События этого в самих органах ждали давно и напряженно. В принципе, такие координационные совещания традиционно проводятся каждый год, но уже долгое время сам Путин не удостаивал их своим личным вниманием. Лишь его предшественник Борис Ельцин еще в 90-е годы поднимал подобное мероприятие на такой высокий уровень. Соответственно, еще несколько недель назад во всех силовых ведомствах поползли упорные слухи о том, что на нынешнем координационном совещании могут быть озвучены новые проекты каких-либо кардинальных реформ либо важных кадровых перестановок. Или, по крайней мере, это совещание послужит для них отправной точкой. Подогревали эти разговоры и
предпринятые президентом Путиным на прошлой неделе неожиданные перестановки в руководстве МВД, а также выступление силовиков на «Правительственном часе» в Госдуме, на котором было объявлено, что экстремизм и коррупция в стране приобрели угрожающие масштабы.
Однако вчера президент Путин обошелся без принципиальных новостей и даже без «разгромных» пассажей, которые доставались правоохранителям, например, во время визитов президента в МВД. Он констатировал, что криминогенная ситуация в стране остается тяжелой, а основной упор сделал на развитие системы профилактики преступности во всех ее проявлениях.
В принципе, доклад президента мог оставить впечатление, что слухи о радикальных переменах в стане силовиков останутся только слухами. Однако, как полагают некоторые наблюдатели, именно это может предвещать серьезные шаги в этой сфере. Как показывает опыт прежних кадровых и структурных реформ, предпринимавшихся президентом ранее, все они происходили на фоне подобных «затиший», а иногда даже и после прямых обещаний не предпринимать «резких движений».
Стоит отметить, что несмотря на внешне спокойный тон президента Путина, в докладе он выделил несколько очень неприятных для силовиков моментов. «Вы знаете, что за последние годы существенно - в разы - выросло финансирование правоохранительных органов..., -- сказал президент. -- Между тем, несмотря на растущий потенциал органов правопорядка, криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной. Растет доля тяжких и особо тяжких преступлений. Больше чем на треть увеличилась уличная преступность. В целом с начала текущего года число зарегистрированных преступлений по отношению к этому же периоду прошлого года возросло на 12,5%. При этом раскрывается лишь каждое второе преступление. Все это продолжает негативно сказываться на ситуации в обществе, сковывать деловую жизнь страны».
В качестве рецептов Владимир Путин назвал известные меры - создание единой государственной системы профилактики преступлений, совершенствование уголовного законодательства, в том числе и приведение его в соответствие с международными конвенциями, уже ратифицированными Российской Федерацией.
В том же духе президент коснулся
проблемы коррупции, которая в последнее время стала для политиков и чиновников самой больной темой. «Хочу еще раз подчеркнуть: деньги и власть должны быть разъединены. И это тоже выбор каждого чиновника, каждого сотрудника госаппарата или работника правоохранительных органов. Хотите зарабатывать деньги - идите в бизнес. Хотите реализовывать себя на государственной службе - живите на государственную плату. Давайте будем вместе бороться за ее повышение», -- призвал президент. В связи с этим он заявил о необходимости введения новых законодательных требований для представителей правоохранительных органов и судебной системы по контролю за доходами и имуществом как самих чиновников, так и членов из семей.
Однако такое достаточно спокойное выступление президента не выглядит как точка в реформаторских планах. Так, например, уже позже, выступая на том же совещании, спикер Госдумы
Борис Грызлов сообщил, что «назрела реальная необходимость принятия законодательных решений по совершенствованию органов Генеральной прокуратуры», и предложил создать при ней специальный следственный комитет. «Это связано с тем, что прокуратура сегодня сама возбуждает уголовные дела, сама их расследует. Прокурор сам над собой надзирает, поддерживает обвинение в суде», -- отметил г-н Грызлов, явно имея в виду давние планы по реструктуризации всей системы следствия в стране.
Кроме того, на совещании продолжение получила и другая давняя «административная интрига». Президент в своем выступлении ничего не сказал о наркоугрозе, которая еще несколько лет назад признавалась одной из самых актуальных. Как известно, именно в связи с этим было создано специальное ведомство - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Однако уже генпрокурор Юрий Чайка сообщил участникам совещания, что «несмотря на то, что многое делается для борьбы с наркопреступностью, наркотизация населения пока не встречает адекватного противодействия». Примечательно, что совсем недавно представители
ФСКН, наоборот, заявляли о том, что количество наркоманов в стране начало сокращаться. Судя по всему, единодушия в оценке ситуации как среди самих силовиков, так и в высшем руководстве страны, очевидно, нет. И планы по "переделу" силового блока по-прежнему живо обсуждаются.