Время новостей
     N°215, 22 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.11.2006
Сны о несходстве
В Москву едет Савонлиннский оперный фестиваль
Большой театр интегрируется в мировое культурное пространство посредством не только выверенного художественного поведения, но также интенсивного общения с главными игроками нездешних оперных полей. На очереди -- обменные гастроли со знаменитым финским оперным фестивалем Савонлинна, у которого репутация не только старинного (в будущем году он празднует 40-летие возобновления постоянной работы) и пышного, но и актуального и прогрессивного, не столько светского, сколько артистически взбудораженного события.

В Москву, на Новую сцену Большого театра Савонлиннский фестиваль привозит спектакль 1975 года, от какового факта не стоит ждать убаюкивающего традиционалистского упокоения. Напротив, современного музыкального языка и не пыльных (несмотря на прошедшие со дня премьеры 30 лет) сценических фантазий. Опера написана Аулисом Саллиненом, победившим на общефинском тематическом конкурсе композиторов в честь 500-летия крепости Олавинлинна -- естественных декораций фестиваля.

«Всадник» -- это неосказка, романтическая музыкальная баллада «о несходстве судеб и характеров Мужчины и Женщины». Сюжет -- из XVI--XVII веков. Либретто -- поэтично, философично и парадоксально. Действие -- непредсказуемо и детективно, в нем перемешаны сон и явь, предсказания и их осуществления. Музыкальная ткань в духе конца 70-х годов прошлого века пронизана цитатами из финского и славянского фольклора и крепко прошита самоцитатами (три песни из цикла «Четыре песни о сне»).

Ответ Большого театра на нетривиальный финский жест будет не менее эффектным. На фестиваль, где труппа Большого с целым спектаклем еще не выступала, летом 2007 отправятся две постановки, причем очертания этой пары напоминают о недавних лондонских гастролях. Первым номером идет, как в Лондоне, «Борис Годунов» Мусоргского, но в специальной гибридной редакции -- на вторую авторскую редакцию 1871 года, по которой дирижер Александр Ведерников и режиссер Александр Сокуров готовят апрельскую премьеру на Новой сцене, будет наложена сценическая версия 1948 года -- грандиозная ветошь, после бережного возобновления ставшая абсолютным архивным шедевром (по словам гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова, для представления в развалинах финской крепости она больше подходит).

Вторым -- «современным» -- номером гастролей в Финляндии станет не «Огненный ангел» Прокофьева, например (как было в английских гастролях), а много резче -- спектакль «Дети Розенталя» Десятникова--Сорокина--Някрошюса. Опера наконец-то будет представлена европейской публике, и, учитывая просвещенное фестивальное реноме и фантастический антураж (как хороши, скажем, будут сценографические мониторы на фоне темных древних камней!), последняя оценит мрачно-красивую новинку по достоинству.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка