Время новостей
     N°214, 21 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.11.2006
Тарифная броня
РЖД впервые резко поднимает стоимость билетов в январские каникулы
Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании продолжают устанавливать новые рекорды. Как известно, на прошлой неделе неожиданно выяснилось, что стоимость проезда в купейных и спальных вагонах 29--30 декабря возросла на 46% по сравнению со среднегодовым уровнем (или на 80% по сравнению с 1 января 2006 года). А вчера, когда началась продажа билетов на первые дни нового года, неожиданно оказалось, что те же купе и СВ будут дороже, чем год назад, аж на 66,5%. Зато 1 января, как и 31 декабря, РЖД предоставляет скидку к среднегодовому уровню. Таким образом, путешествие в дни новогодних каникул окажется минимум в полтора раза дороже, чем ОАО "РЖД" обещало ранее.

Правда, установленную Федеральной службой по тарифам (ФСТ) цену на проезд в плацкартных и общих вагонах железнодорожники соблюдают строго. Просто благодаря всевозможной брони они заранее продают мизерное количество мест в этих типах вагонов, заставляя пассажиров покупать резко подорожавшие купе и СВ. В ФСТ вчера «Времени новостей» заявили, что сезонные коэффициенты подорожания билетов на проезда в плацкартных и общих вагонах будут утверждены в середине декабря, а до тех пор билеты будут продаваться по среднегодовому уровню 2006 года.

ОАО "РЖД" вчера опубликовало новый график сезонного регулирования тарифов на проезд в купейных и спальных вагонах на 2007 год. Компания вправе самостоятельно регулировать тарифы в этом секторе перевозок. В сообщении РЖД указывается, что среднегодовой уровень цен возрастает на 20%. При этом на праздники и летом цена билета будет всегда выше среднегодового уровня, а ниже она будет лишь 1 января, 9 января -- 20 февраля, 1 сентября -- 25 декабря и 31 декабря, то есть 160 дней в году. Кстати, 31 декабря 2007 года скидка будет не 59%, как в этом году, а всего лишь 11%. В оставшиеся дни будут действовать повышающие коэффициенты. Максимальный (1,45) приходится на 29 и 30 декабря 2007 года.

Например, проезд из Москвы в Питер в купе без услуг скорого нефирменного поезда (т.е. самое дешевое купе на этом направлении) сейчас стоит 813,7 руб. (без сборов и постельного белья, включаемых в стоимость проезда), 29--30 декабря будет стоить 1263,8 руб., 31 декабря -- 354,9 руб. (в реальности таких поездов и вагонов в этот день пока нет), 1 января 2007 года -- 467,4 руб., 2--6 января -- 1167,3 руб., 7--8 января и 26 июля -- 31 августа -- 1246,4 руб., 9 января -- 831 руб. Дешевле всего билет будет стоить 1 октября -- 10 ноября (810,2 руб.), дороже всего -- 29--30 декабря 2007 года (1506,1 рубля).

В ФСТ «Времени новостей» вчера заявили, что не имеют отношения к регулированию стоимости проезда в купейных и спальных вагонах. В то же время глава РЖД Владимир Якунин не раз утверждал, что государство устанавливает предельный уровень тарифов на железнодорожные перевозки в целом. «Государство предоставляет РЖД как перевозчику право самостоятельно регулировать тарифы на проезд только в вагонах СВ и купейных вагонах, формирующих чуть более 30% объемов перевозок компании, -- говорил он в одном из сентябрьских интервью. -- Однако в то же время устанавливает предельный уровень тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом». Этот предельный уровень, как известно, де-факто никем не устанавливается: правительство ежегодно лишь утверждает средний коэффициент повышения тарифов по отрасли в целом. По словам г-на Якунина, учитывает ли оно изменяющиеся объемы перевозок, предусматривает ли санкции за неисполнение -- неизвестно. Эксперты сравнивают средний уровень железнодорожных тарифов с прогнозом инфляции -- никакого наказания за неисполнение показателей не предусмотрено, лишь президент России может иногда пожурить.

Но в случае с РЖД даже была проигнорирована установка Владимира Путина не перекладывать убытки от пассажирских перевозок на население. «Считаю недопустимым входить в эту (железнодорожную. -- Ред.) реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами... Мы не должны перекладывать на пассажиров те вопросы, которые мы в состоянии и должны решить своевременно сами», -- говорил год назад президент страны. Государство же на покрытие убытков на следующий год от пассажирских перевозок в дальнем следовании, ожидаемых на уровне 25 млрд руб., выделило лишь более 10 млрд руб. Оставшуюся сумму будут изыскивать, во-первых, за счет роста тарифов -- т.е. того самого перекладывания на население, о котором говорил Владимир Путин, а во-вторых, как и прежде, за счет прибыли от грузовых перевозок.

Так или иначе, но РЖД, устанавливая огромные тарифы на купейные и спальные вагоны, пытается решить одну из своих острейших проблем. «Сезонные пики спроса -- лето, новогодние, майские праздники -- это основная причина наших нерациональных издержек, -- говорил летом глава Федеральной пассажирской дирекции -- филиала РЖД Валерий Шатаев. -- 40% вагонов стоят девять месяцев, чтобы потом три месяца кого-то перевозить. У нас есть графики поездов, которые используются один--два раза в году. 363 дня они не используются, а инфраструктура под них необходима, и вывести всех 29 августа с места отдыха к 1 сентября в Москву необходимо. Мы не сможем развеивать лето по сезонам, мы не сможем кардинально изменить каникулы, они так или иначе связаны с периодом оздоровления детей прежде всего. С детским отдыхом связаны и отпуска взрослых, их родителей».

Однако г-н Шатаев утверждал тогда, что повышением тарифов проблемы не решить: «Содержать 40% всей нашей инфраструктуры и вагонного парка нашим пассажирам не по плечам... Мне бы хотелось обратить внимание на то, что причина нерентабельности нашей дирекции -- это социально ориентированная тарифная политика. Правильно это или неправильно? Конечно правильно, потому что сегодня многие пассажиры даже на подножке вагона не проедут -- дорого для них. Не говоря о плацкартных, купейных, спальных вагонах. Очень большая часть населения осталась за бортом перевозок». Он предлагал ускорить разработку нового прейскуранта на перевозки, который бы позволял рассчитать затраты на рейс до отправления, а не после, как сейчас, и в результате внедрять маркетинговые решения и тем самым сокращать убытки. Однако ФСТ не справилась с собственным обещанием принять прейскурант до 1 января 2007 года. Возможно, именно этот факт и подтолкнул РЖД к решению резко увеличить тарифы на проезд в купе и СВ.

Впрочем, столь масштабный рост тарифов, указывают эксперты, скорее, приведет к обратному для РЖД эффекту: увеличится нагрузка на плацкарт, доходы от продажи билетов в который покрывают расходы, по данным РЖД, лишь наполовину. Следовательно, убытки еще сильнее будут расти. А в купе и СВ если и сохранятся объемы перевозок (такое возможно в случае роста пассажиропотока), то они не смогут компенсировать рост убытков. Однако даже если эксперты и ошибаются в оценке, то для РЖД, стремящейся к открытости, методы увеличения тарифов (когда пассажиры узнают об этом в кассе после оформления билета) абсолютно неприемлемы и указывают на все еще весьма низкую корпоративную культуру.

Николай ГОРЕЛОВ