|
|
N°216, 23 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сокращение под коренных
В столичной торговле наметился дефицит рабочей силы
Московские власти, не раз критиковавшие федеральные методы реализации миграционной политики, похоже, первыми испытают последствия грядущих ограничений на привлечение иностранной рабочей силы на рынках. Первые рыночные проверки уже опустошили торговые места столицы от колоритных южан, но точки, зарезервированные для отечественных производителей прислушавшейся к словам президента Владимира Путина мэрией, по-прежнему пустуют. При этом сразу после нового года, согласно постановлению правительства, недавно подписанному премьером Михаилом Фрадковым, число торгующих иностранцев должно сократиться до 40%, а после первого апреля за прилавком смогут стоять только россияне. И эта перспектива явно не нравится руководителю департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимиру Малышкову.
«В сфере торговли сегодня не хватает примерно 60 тыс. человек, -- заявил он вчера на пресс-конференции. -- В основном персонала, который занимается трудной, черновой работой». По его словам в этой самой доходной для городского бюджета сфере уже задействовано 1,5 млн москвичей -- четверть всех работоспособных коренных жителей столицы. Но дефицит все равно имеется и после нового года только увеличится. «Я не считаю, что мы кого-то должны выдворять с рынков, да и из других сфер, я категорически против этого», -- заявил г-н Малышков, напомнивший, что «именно азербайджанцы, и вообще люди с юга наладили поставки в Москву фруктов и овощей в середине 90-х, когда были перебои».
При этом изначальный посыл президента Путина -- навести на рынках порядок, легализовать торговлю и защитить отечественного производителя -- по мнению главы департамента потребительского рынка, совершенно верный, но методы, которыми собираются воспользоваться федеральные чиновники, московским властям не нравятся. Запретительные меры для иностранных работников, по мнению г-на Малышкова, малоэффективны и представляются ему исключительно как «лечение прыщей на покрытом язвами теле». Отсутствие же на государственном уровне четких правил торговли в виде федерального закона о торговле и единых условий для товаропроизводителей в регионах становится причиной того, что и отечественным фермерам путь на столичный рынок заказан.
Сегодня из зарезервированных столичным правительством за российскими производителями сельхозпродукции 50% мест на торговых площадках центра (а это 4785 точек), по данным департамента потребительского рынка, только 20--30% пользуются спросом, остальные пустуют. Игнорирование российскими производителями льгот, которые им готовы предоставить в Москве, власти объясняют присущим фермерам недоверием к рыночным законам столицы, а также неумением торговать и конкурировать и нежеланием проходить утомительные и затратные процедуры медицинского и ветеринарного контроля. Правда, эта чувствительная для фермеров бюрократическая препона, по словам г-на Малышкова, неизбежна.
Впрочем, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» он высказал уверенность в том, что полного развала рыночной торговли в Москве не произойдет. По его мнению, «те, у кого в крови заложено заниматься торговлей, легализуются и вернутся на рынки». «Мы придем к системе, что человеку выгоднее будет платить ту пошлину, которую он должен заплатить, а не ходить и прятаться или совать милиционерам ежедневно по 500 руб.», -- утверждает чиновник. Для менее же подвижных отечественных производителей, по его мнению, нужно развивать региональные товарозаготовительные сети, которые помогут снизить ценовые накрутки на сельхозпродукцию в процессе ее доставки на стол потребителя.
К тому же в ведомстве г-на Малышкова надеются на то, что поставкой овощей и фруктов активнее займутся магазины. Чиновники утверждают, что во всей системе торговли Москвы сельскохозяйственные рынки занимают лишь 2,5--3%. А гипермаркеты и супермаркеты, которые семь лет назад не занимали более 2%, сегодня освоили 40% всей сферы торговли. Однако, похоже, чтобы поддержать не только крупные сети, но и малый бизнес, в департаменте уже готовят рычаги влияния на супермаркеты -- например, обсуждается возможность введения ограничений по времени работы. «В Австрии в выходные дни крупные магазины не работают, а маленьким разрешено», -- заметил Владимир Малышков.
Юлия ХОМЧЕНКО