|
|
N°214, 21 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Собирательный образ Олега Кагана
Сегодня исполнилось бы 60 лет выдающемуся скрипачу Олегу Кагану. Он ушел из жизни слишком рано, но его искусство, обладавшее кроме изысканной виртуозности еще и особенной теплотой и внутренним светом, до сих пор значимо для тех, с кем он играл, и тем, кто его слушал. Ко дню рождения музыканта приурочен VII Московский международный музыкальный фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», закрытие которого состоится сегодня в БЗК (в программе музыка Бриттена, Бетховена, Моцарта и российская премьера посвященного Кагану сочинения Владимира Тарнопольского «Ветер слов, которые он не успел сказать», играют оркестры «Новая Россия», «Солисты Москвы», Юрий Башмет и вдова Олега Кагана Наталья Гутман).
А в вечернем эфире телеканала «Культура» 21 и 22 ноября -- две серии документального фильма «Олег Каган. Жизнь после жизни». О том, как создавался фильм, специально для «Времени новостей» Екатерине КЛЮЧНИКОВОЙ рассказал его автор, знаменитый режиссер-аниматор Андрей ХРЖАНОВСКИЙ.
-- Почему вы решили снять документальный фильм об Олеге Кагане? Насколько мне известно, этот жанр раньше не входил в круг ваших интересов.
-- Это не единственная моя документальная работа. Я сделал цикл документальных фильмов «Встречи с Пушкиным», к юбилею поэта. Затем снял «Сны о художественном и общедоступном» -- о МХТ. Еще у меня есть фильм, о котором долго спорили кинокритики, не зная, куда его отнести: то ли к анимации, то ли к документальному кино. Это «Полтора кота» по произведениям Иосифа Бродского. Вообще, я не хотел бы придерживаться четких границ, разделяющих художественное (то есть игровое), документальное, анимационное кино. Судя по тем тенденциям, которые сегодня можно констатировать в мире, все идет к синтезу -- и различных видов искусства, и различных видов кино.
Фильм про Олега Кагана -- особая история в моей биографии. При нашей первой встрече Наташа Гутман показала мне только одну видеозапись, сделанную во время последнего концерта Олега с Юрием Башметом, где они исполняют Симфонию-Кончертанте Моцарта. Меня это потрясло! Но я не знал, как быть с материалом: помимо этой видеозаписи, у меня практически ничего не было. Возможно, одним из последних доводов, склонившим меня к тому, чтобы взяться за эту сложную работу, были фотографии. В частности, те, которые были сняты за несколько дней до кончины Олега.
-- Исполнительское искусство -- вещь тонкая. Зафиксировать гениальное исполнение даже при современном развитии технологий практически невозможно. Улетучивается самое ценное -- энергетика, ощущение личности самого исполнителя. Как сохранить это нечто, что нельзя передать словами?
-- Да, фильм дает нечто большее. По крайней мере, люди, близко знавшие Олега, не могли поверить в то, что мне не довелось с ним тесно общаться. Поскольку они считают, что в фильме -- именно тот Олег, который мог возникнуть только в сознании человека, хорошо его знавшего...
-- Каковы ваши личные взаимоотношения с музыкой?
-- Как всякого ребенка, родившегося в музыкальной семье, меня обучали музыке, но не слишком успешно. Бог не дал мне музыкальных способностей. Хотя у отца был слух абсолютный, и у мамы хороший слух. Все мамино семейство -- Берлинских -- было продвинутыми музыкантами, и это не считая тех, кто занимался музыкой профессионально. Конечно, занятия музыкой сыграли свою роль в моей творческой жизни. «Из всех искусств одной любви музыка уступает, но и любовь -- мелодия». Очень жаль, что на сегодняшний день классическая музыка выпадает из нашей жизни. Делается все, чтобы вынести ее в отдельное гетто, куда имеет доступ только телеканал «Культура». Остальным телеканалам, а вслед за ними и широкой публике классическая музыка просто не нужна.
-- На ваш взгляд, в чем причина?
-- А причина мне лично очень ясна. Телевидение взяло курс на оболванивание людей. Идиоту легче всучить любые колготки, прокладки, пиво -- все то, что рекламируется по ТВ. И такими людьми легче управлять, ибо они ничем не интересуются, кроме того пойла и той жвачки, которые им подают в виде сериалов, как правило чудовищных. Судя по всему, установка наших СМИ -- воспитание и поощрение самых низменных инстинктов. Публике внушается мысль: деньги решают все, они есть высшая ценность в этой жизни. Подлинное искусство «не лезет» в неподготовленные уши. И души.
-- Музыка вдохновляет вас на создание фильмов?
-- Да, почти каждый день я слушаю музыку. Причем не только классическую, но и джаз. Обычно, когда я работаю над фильмом, то делаю предварительно черновую фонограмму, составленную из подобранной мною музыки. Сейчас я работаю над лентой об одном выдающемся поэте. Имя пока называть не буду. Будем считать, что это собирательный образ Поэта. Фонограмму я уже предварительно собрал. Она состоит из произведений Баха, Перселла, Шостаковича, Шнитке, фрагментов джаза.
|