|
|
N°214, 21 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пусть стараются понять!»
В Таллине и Риге прошел фестиваль "Золотая маска" -- Лучшие спектакли России"
«Золотая маска» и раньше организовывала небольшие фестивали из лучших российских спектаклей, но шли они в основном по нашей стране. Задача у этих проектов была чисто просветительская, но очень важная, ведь с тех пор, что развалилась старая советская система гастролей, в глубине России никакого театра, кроме местного или самого дешевого, антрепризного, до последнего времени не видели. Везти большие спектакли с полноценными декорациями очень дорого -- принимающая организация не возьмется гарантировать такой поездке окупаемость. Да плюс еще одна проблема: лучшие спектакли -- это, как правило, произведения не попсовые, их нужно не только довезти, к ним важно публику подготовить, чтобы она, зачастую отвыкшая от сложного искусства, могла их воспринимать. Понятно, что обычной прокатной конторе это сделать нелегко, но «Золотая маска» умеет всю эту артподготовку брать на себя.
В прошлом году, «Золотая маска» впервые со своей просветительской акцией попробовала выйти за границу, в Эстонию, к нашим бывшим соотечественникам. Поездка удалась, и в этом году большой фестиваль решено провести сразу в двух балтийских столицах, а до того решились сделать первую «пристрелку». И вот десант «русского психологического театра» -- спектакль «Табакерки» «Дядя Ваня», мхатовские «Белая гвардия» и «Похождение», две постановки Студии театрального искусства «Мальчики» и «Мариенбад» плюс лекции и мастер-классы -- приехали на неделю в Ригу и Таллин.
Я не буду рассказывать подробно про то, как принимали российские труппы: про лучшие в столицах роскошные залы оперных театров, где играл МХТ, про президентов и послов на открытии программы, про публику, о которой знатоки говорили, расширив глаза: «Тут ВСЕ!». И о долгих стоячих овациях в конце. О том, как на одном из спектаклей «Мальчики», ректор академии культуры запретил латышским студентам-актерам пользоваться синхронным переводом: «Неважно, что плохо знают русский, пусть стараются понять!», но вся публика независимо от национальности и возраста хлюпала носами над самым сентиментальным сюжетом из «Братьев Карамазовых», а потом, зареванная и счастливая, еще долго не отпускала актеров.
Да, конечно, принимали замечательно, но это было ожидаемо, поскольку спектакли действительно привезли хорошие, к тому же приехали звезды: Табаков, Безруков, Хабенский, Пореченков, Назаров -- русское телевидение в Прибалтике работает, так что знаменитостей нового поколения тут знают. Но главное не это. Именно здесь, в Прибалтике, становилось ясно, насколько важен этот проект. Мы говорили с людьми театра и со зрителями, которым во многом приходилось себе отказывать, чтобы купить весьма дорогие билеты на гастроли, и видели, как по-прежнему много у нас общего и как драматически воспринимается сохранявшийся столько лет разрыв связей между нашими странами. Большинство режиссеров, педагогов и даже многие актеры старшего поколения учились в Москве или Питере, через них русская театральная школа до сих пор очень влияет и на латышский, и на эстонский театр. Но сегодня и любителю, и профессионалу театра из Прибалтики куда легче поехать учиться или посмотреть спектакли на фестиваль в Европу, куда не нужны визы, чем в Россию. Ученица Анатолия Эфроса, режиссер Мара Кимеле из Риги, говорила: «Мне бы хотелось повезти своих студентов-режиссеров в Москву, на «Золотую маску», чтобы они увидели новый российский театр, а в Лондон они и без меня съездят». Но проблема не только в визах, новому театральному поколению Прибалтики в России будет трудно -- оно совсем не знает русского, ведь в нем последнее время не было надобности. Режиссер Евгений Каменькович, проводивший мастер-класс с таллинскими актерами, признавался, что с самым одаренным и самым молодым участником ему приходилось общаться только через переводчика.
Бог знает, можно ли теперь, задним числом, эту ситуацию исправить. Похоже, сейчас появляется не только частная, но и государственная воля к изменениям. Например, в этом году в Таллинский русский театр пришел целый выпуск Школы-студии МХАТ, учебу которого оплатили мэрии Москвы и Таллина. «Золотая маска» намерена ежегодно вывозить в Прибалтику лучшие российские спектакли, а оттуда новые постановки поедут к нам, что, кажется, уже тоже решено. Так хоть частично можно будет восстановить старые театральные связи и завести новые. А там, глядишь, и другие культурные контакты подтянутся.
Дина ГОДЕР