|
|
N°213, 20 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неосторожные поджигатели
Генерала Гамова признали случайной жертвой акции устрашения
Коллегия присяжных Сахалинского областного суда в минувшую пятницу огласила свой вердикт по делу об убийстве начальника территориального отдела «Южно-Сахалинск» и замначальника Тихоокеанского регионального управления (ТОРУ) Федеральной пограничной службы России генерал-майора Виталия Гамова. Все трое подсудимых -- Алексей Аникин, Алексей Бритов и Сергей Малютин, которые, по версии следствия, забросали квартиру генерала в Южно-Сахалинске бутылками с зажигательной смесью, были признаны виновными. Однако действия их присяжные расценили совсем не так, как настаивала прокуратура. Обвинение считало, что подсудимые виновны в убийстве лица в связи с осуществлением им служебной деятельности и покушении на убийство. Присяжные же сочли, что в данном случае имел место лишь «поджог, повлекший смерть». Таким образом, смерть генерала Гамова, по сути, признана результатом неосторожных действий обвиняемых, за что им может грозить, вероятнее всего, не более пяти лет колонии, хотя прокуратура настаивала для них на пожизненном заключении.
По данным следствия, ночью 21 мая 2002 года группа неизвестных бросила в окна квартиры генерала, находившейся на первом этаже, три 1,5-литровые бутылки с зажигательной смесью. В результате возникшего пожара Виталий Гамов получил ожоги 90% поверхности тела и скончался через неделю в клинике японского города Саппоро. У его супруги огнем было поражено более 80% кожи, но врачам удалось ее спасти после длительного лечения сначала в Японии, а затем в Москве. Сын генерала, которому тогда было 13 лет и который также находился в квартире, в результате ЧП не пострадал, поскольку родители сразу вывели его на улицу, а сами вернулись тушить огонь и спасать имущество.
Следствие сразу же начало отрабатывать версию, что генерал Гамов стал жертвой одной из приморских преступных группировок, занимавшихся браконьерским ловом рыбы и морепродуктов, против которых активно действовали сахалинские пограничники. На след подозреваемых сыщики вышли уже в июне 2002 года, однако задержаны они были лишь осенью 2005 года. Аникин, Бритов и Малютин (все они 1979 года рождения), по версии следствия, в свое время вместе учились в Калининградском морском колледже, а позже входили в одну из преступных группировок. Сразу после покушения на генерала Гамова, как выяснилось, они уехали с Сахалина. Аникина по запросу российских властей задержали власти Приднестровья, где он жил у родственников по поддельному паспорту гражданина Украины. После того как сахалинские следователи его допросили, были задержаны Бритов и Малютин, которые, как оказалось, все это время спокойно жили в родном городе Черняховске (Калининградская область).
Процесс (по настоянию обвиняемых -- с участием коллегии присяжных) начался в Сахалинском облсуде в начале октября этого года. Участие в нем, поддерживая сторону обвинения, приняла и вдова генерала Гамова -- Лариса, которая приехала из Сочи, где живет в настоящее время с сыном. Прокуратура, считая вину подсудимых полностью доказанной, требовала признать их убийцами и приговорить к высшей мере наказания -- пожизненному заключению.
Сами же обвиняемые и их адвокаты, не отрицая причастности к нападению на квартиру генерала Гамова, между тем говорили, что они и не думали убивать генерала Гамова. Заказчик преступления, имя которого в интересах продолжающегося следствия не называется, по версии защиты, попросил Алексея Аникина лишь напугать несговорчивого генерала. Сперва предлагалось сжечь дачу или личную машину Виталия Гамова, но так как ничего такого в наличии у пограничника не было, Аникин и двое его товарищей решили устроить поджог квартиры. Кроме того, прокуратуре не удалось аргументированно связать коммерческую деятельность загадочного заказчика с борьбой генерала Гамова с дальневосточными браконьерами. В результате присяжные приняли версию обвиняемых.
Лариса Гамова таким вердиктом осталась недовольна, отметив, что он фактически «отмыл» преступников, поскольку признание лишь одного факта поджога автоматически сделало гибель генерала Гамова результатом неосторожности обвиняемых. "Мы будем бороться», -- сообщила вдова генерала. Насколько известно, не согласна с решением присяжных осталась и прокуратура, которая теперь, скорее всего, попытается опротестовать приговор.
Вынесен он будет в ближайшие дни. Но уже очевидно, что, с учетом вердикта присяжных, серьезного наказания подсудимым не грозит. Вероятнее всего, их действия будут квалифицированы как умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога, повлекшее по неосторожности смерть человека и другие тяжкие последствия (ст. 167 УК РФ), за что предусмотрено не более пяти лет лишения свободы.
В настоящее время Аникин, Бритов и Малютин ожидают приговора суда в СИЗО Южно-Сахалинска. Стоит отметить, что уголовное дело против заказчика этого преступления выделено в отдельное производство и все еще продолжается. В настоящее время он объявлен в международный розыск. Версия, озвученная еще в 2003 году тогдашним министром внутренних дел Борисом Грызловым, что заказчиком нападения на генерала Гамова был убитый в южнокорейском Пусане преступный авторитет Василий Наумов, известный по кличке Якут, в настоящее время прокуратурой не рассматривается.
Илья СЕРГЕЕВ, Южно-Сахалинск