|
|
N°213, 20 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суслик федерального подчинения
Россия никак не может победить увеличение числа чиновников в процессе их сокращения
Тема раздутого госаппарата, нерадивости и коррумпированности российского чиновничества давно стала в России чуть ли не дежурной. Причем чем ближе к выборам, тем чаще их потенциальные участники обещают, что уж они-то найдут управу на бюрократов, запустят административную реформу, которая по общему признанию не просто буксует, а идет вспять. На минувшей неделе в соответствующем ключе выступил лидер «Единой России», глава Госдумы Борис Грызлов. Разъясняя слушателям партшколы «Единой России» ряд программных тезисов, с которыми партия намерена идти на парламентские выборы, он предложил уже в течение 2007--2008 годов ликвидировать как класс территориальные органы федеральной исполнительной власти, в которых работает ни много ни мало несколько сот тысяч человек. Но сделать это безболезненно, даже если предположить, что партия власти пойдет против части этой власти, не удастся.
«Административная реформа в плане сокращения численности чиновников и административных преград провалилась», -- констатировал г-н Грызлов, отметив, что его партия считает численность сегодняшнего госаппарата избыточной. «Если сейчас, создавая рабочие места для госчиновников, мы хотим решить проблему безработицы, это слишком дорогая цена», -- возмущался лидер партии. При этом, уверен он, речь идет не только о расходах бюджета на зарплаты госслужащим, но и о взятках, которые российские граждане вынуждены раздавать расплодившимся чиновникам, что ведет к «подрыву доверия к госслужбе».
В качестве примера того, как государственные органы раздувают штаты, Борис Грызлов привел деятельность территориальных органов санитарной инспекции по охране животных. «Чтобы эта сеть не была ликвидирована, эта самая санитарная инспекция придумала разделить зверей и рыб на зверье федерального подчинения и регионального. Так, в региональный список попал карась, а в федеральный -- щука. В федеральный список попал суслик, а в региональный -- тушканчик. Это пример, который характеризует подход федеральных органов власти», -- негодует спикер.
Спикер справедливо возмущается тем, что чиновников в России уже давно больше, чем в последние годы существования СССР. Более того, процесс увеличения чиновничьих рядов, похоже, стал неуправляемым.
За последние десять лет общее количество чиновников увеличилось чуть ли не на полмиллиона -- почти до полутора миллионов человек. По данным «Росстата», только в 2005 году их стало больше на 143,5 тыс. по сравнению с 2004-м. В федеральных исполнительных органах власти (без силовых ведомств) работало на начало этого года 593,6 тыс. человек (рост по сравнению с предыдущим годом на 20,6%). Причем подавляющее большинство (560 тыс.) составляют работники тех самых территориальных органов исполнительной власти, которые г-н Грызлов и предлагает ликвидировать.
Впрочем, многие специалисты в сфере госуправления уверены, что не стоит пугаться количества российских бюрократов. Налоговиков в регионах, например, полагают они, должно быть больше, а не меньше. Иначе от очередей в налоговые инспекции не избавиться. «Меня не пугает численность чиновников, их зачастую даже не хватает. Это главным образом исполнители на местах, те же налоговики. Вопрос в возможном избытке функций в других органах», -- сказал "Времени новостей" первый проректор Высшей школы экономики, завкафедрой госуправления и экономики общественного сектора Лев Якобсон.
Между тем руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Южаков считает, что без сокращения должностей (пусть и не налоговиков) не обойтись. «Есть один принципиальный инструмент -- реестр должностей государственной службы, который формируют сами чиновники. Если бы Госдума взяла под контроль этот реестр и не позволяла бы создавать новые должности, тогда вполне можно было бы сократить их количество, а значит, и чиновников, в том числе на территориях», -- советует Борису Грызлову эксперт ЦСР.
Напомним, что в последние годы правительство в рамках комиссии по административной реформе проанализировало функции федеральных органов исполнительной власти: из 5,5 тыс. функций только 3 тыс. были признаны необходимыми, остальные избыточными. Однако сокращение функций к повышению качества российского чиновничества, прекращению дублирования ими друг друга, в том числе в регионах, не привело.
«При формальном сокращении функций зачастую в силу инерции возникает расширительная трактовка остающихся функций, -- говорит г-н Якобсон. -- Многие по привычке делают то, что и делали, подводят свои действия под какую-то из оставшихся функций». Выход ученый видит в принятии четких регламентов для чиновников. «Одно дело просто расписать полномочия, тогда их можно интерпретировать расширительно. Другое дело-- определить четкие механизмы реализации полномочий. Тогда станет видно, пересекается ли этот путь с путем, которым двигается другой орган власти. Это позволит не только избежать дублирования, но и более четко спрашивать с чиновника за то, что он должен делать», -- уверен г-н Якобсон.
Для того чтобы урегулировать взаимоотношения территориальных органов федеральной власти и региональных госструктур и не делить более зверюшек и рыб на федеральных и региональных, Лев Якобсон допустил возможность делегирования целого ряда функций с федерального на уровень субъектов федерации. «Но надо конкретно рассматривать ситуацию. Там, где федеральные и региональные чиновники друг другу мешают, работая по схожим или пересекающимся сферам деятельности, там нужна рационализация. Но нельзя ко всему этому подходить с единой меркой», -- считает Лев Якобсон.
В свою очередь Владимир Южаков полагает, что часть функций, которые ныне выполняют чиновники в регионах, как федеральные, так и местные, может быть передана негосударственным структурам. «Этот вопрос можно рассматривать всерьез, если уж глава Госдумы замахнулся на федеральных чиновников в регионах», -- говорит эксперт.
Михаил ВОРОБЬЕВ