|
|
N°212, 17 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Браконьерский спектакль
Трое сахалинских казаков могут оказаться не заложниками, а разбойниками
Уголовное дело против сахалинских казаков возбуждено на Камчатке. Как сообщил заместитель природоохранного прокурора Камчатской области Роман Чудинов, граждане России Юрий Поздняков, Сергей Панкратов и Василий Юдин подозреваются в том, что занимались браконьерским промыслом красной рыбы в исключительной экономической зоне России. Ситуация необычна тем, что три месяца назад три есаула сахалинского войска были освобождены из плена.
В конце августа этого года пограничное судно ПС-818 задержало у берегов Камчатки рыболовецкую шхуну «Ери Каристине». Судно с 28 членами экипажа на борту находилось в российских территориальных водах под флагом Грузии. Среди команды были граждане Китая, Вьетнама, Индонезии, выходцы с Тайваня. Капитаном судна числился тайванец Шу Вен Ха. Во время досмотра сотрудники российской береговой охраны обнаружили на борту «Ери Каристине» больше 50 тонн замороженной рыбы лососевых пород. Так как никаких документов на улов у членов экипажа не было, судно арестовали и доставили для разбирательства в порт Петропавловска-Камчатского.
Во время углубленного досмотра пограничники обнаружили на борту «Ери Каристине» трех граждан России. Все они были заперты в каютах. Юрий Поздняков, Сергей Панкратов и Василий Юдин сообщили сотрудникам береговой охраны, что являются представителями сахалинского казачьего войска. Шхуна «Ери Каристине» была зафрахтована ими на длительный срок в южнокорейском порту Пусан. Там же, по их словам, казаки и набрали команду.
Из Пусана «Ери Каристине» вышла 5 августа и направилась к Южным Курилам. Здесь экипаж должен был ждать получения разрешения на лов рыбы. Однако, по словам Юрия Позднякова, как только судно миновало Сангарский пролив, капитан Шу Вен Ха резко изменил курс и направился к восточному побережью Камчатки. По словам Позднякова, российская часть экипажа пыталась этому воспрепятствовать. На борту завязалась драка. В результате казаков заперли в различных каютах. Как сообщил Василий Юдин, взаперти им пришлось провести десять дней. «Нам было запрещено без присмотра выходить на палубу, держали впроголодь. Правда, иногда кок-тайванец втайне от экипажа приносил немного риса. С водой было совсем плохо. Приходилось пить ту, которую экипаж использовал для технических нужд», -- рассказал сахалинский казак.
Сразу же после того, как арестованная «Ери Каристине» была выставлена на рейд в Авачинской бухте, против гражданина Китая Шу Вен Ха возбудили уголовное дело. Сахалинские казаки сначала проходили как главные свидетели. Но в ходе почти трехмесячного разбирательства превратились в главных подозреваемых.
Как сообщил заместитель камчатского природоохранного прокурора Роман Чудинов, следователям удалось установить, что тайванец Шу Вен Ха никогда не был капитаном «Ери Каристине». По версии следствия, шхуной руководил сам Юрий Поздняков и именно он принял решение вести корабль в берегам Камчатки. Правоохранители уверены, что судно уже успело сделать несколько рейсов с браконьерской рыбой и сдать его в порты соседних государств.
Причем, полагает следствие, Поздняков руководил судном через тайваньца, немного владеющего английским языком. Никакой драки и последующего захвата казаков в заложники, как сообщил прокурор Чудинов, на самом деле не было. На борту судна, по всей видимости, имел место пьяный дебош со стороны российской части экипажа, но никто сахалинских казаков свободы не лишал, в воде и пище не ограничивал. Историю с "освобождением из плена" правоохранители расценивают как своеобразный спектакль, разыгранный только лишь для того, чтобы запутать следствие.
Юрий Поздняков все обвинения в свой адрес категорически отрицает. В качестве доказательств ошибочности доводов следствия он приводит тот факт, что само задержание судна «Ери Каристине» произошло после того, как казакам удалось послать радиограмму, которую и приняли пограничники ПС-818. Кроме того, Поздняков уверяет, что просто не мог исполнять роль капитана, так как не имеет соответствующего образования. Казак Поздняков имеет на руках лишь диплом ветеринара.
На защиту интересов своих сахалинских товарищей встал атаман камчатского казачьего войска Николай Бянкин. Он полагает, что Поздняков, Панкратов и Юдин стали жертвами досадного недоразумения. Более того, по информации г-на Бянкина, Шу Вен Ха, нанятый сахалинцами в южнокорейском Пусане капитаном на борт зафрахтованной «Ери Каристине», самый настоящий пират. Казаки намерены направить письма с просьбой разобраться в ситуации дальневосточному полпреду президента Камилю Исхакову и в Генеральную прокуратуру.
Между тем Юрий Поздняков пока остается в Петропавловске-Камчатском под подпиской о невыезде. Не исключено, что после проверки против него может быть возбуждено и дело по факту мошенничества.
Илья СЕРГЕЕВ, Петропавловск-Камчатский