Время новостей
     N°212, 17 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2006
Покалеченный карнавал
В Москве прошли гастроли минской труппы «ИнЖест»
В этом году коллективу «ИнЖест» исполнилось двадцать пять лет. В начале восьмидесятых его основала группа студентов Минского института культуры во главе с Вячеславом Иноземцевым. За это время бывший студийный театр сформировал внятный творческий имидж и занял достойное место среди коллективов, занимающихся пластическими искусствами. «ИнЖесту» рады на российских и европейских фестивалях, где приветствуется соединение жанров. За время существования «ИнЖест» (до 2000 года -- просто «Жест») изучил практически все движенческие технологии, от восточных единоборств и классической пантомимы до клоунады и танца Буто. Каждое направление находило отражение в спектаклях, поэтому ни один не похож на другой.

На Западе «ИнЖест» могли бы назвать physical theatre, то есть театр физических действий. Все спектакли строятся по принципу «тело первично», а средства выражения выбираются самые разные. Никаких сюжетных, стилистических, смысловых рамок театр не признает, и поэтому происходящее на сцене может вызывать любые ассоциации. Даже аннотации к представлениям «ИнЖест» сочиняет очень туманные. Но зато в процессе выступления выплескивает в зал такую энергетическую волну, что у публики поневоле открываются все шесть чувств. Спектакли «ИнЖеста» непросто осмыслить -- их хочется впитывать, пробовать на вкус, ловить на кончики пальцев.

Конструкция каждого спектакля, а за годы существования театра их выпущено около пятнадцати, чрезвычайно сложна и требует нешуточной выучки. Артист должен не только отменно владеть собственным телом, но и смыслом оправдывать каждое движение. «ИнЖест» разработал уникальную систему психофизических тренингов «Танцы зверей», помогающих актеру глубже проникнуть в собственную природу.

Несмотря на большое количество поклонников, в Белоруссии «ИнЖест» выступает в лучшем случае несколько раз в год: на официальном уровне коллектива не существует -- отсутствуют лицензия, которая стоит немалых денег, и собственное помещение. А в этом году уже объявленный спектакль «ДК Данс» был отменен после жалобы в министерство культуры некоей учительницы, которая, посмотрев представление, сочла, что показывать обнаженное тело на сцене безнравственно.

На днях спектакль, выпущенный пять лет назад, к двадцатилетнему юбилею коллектива, был сыгран в Москве, на сцене Центра Мейерхольда. В программке «ДК Данс» определяют как «историю упавшего карнавала, который пытается подняться». Спектакль и правда начинается с карнавала: яркие разноцветные существа на огромных ходулях танцуют, бросают зрителям конфеты, заигрывают. Но веселье закончится, когда первый из них вдруг упадет. Главный герой, Падший Шут (Вячеслав Иноземцев) снимет улыбающуюся маску -- болезненным движением, будто та его душит. И попытается вновь обрести высоту собственного роста. Однако оказаться наверху сложнее, чем кажется, -- этому изо всех сил мешает Просто Плотник (Сергей Масько), бойкий господин с рукавами конторского работника и пилой наперевес. Его собственные ходули до обидного коротки, и он делает все, чтобы укоротить деревянные ноги сопернику. Так бывает и в жизни: зависть посредственности к таланту обретает уродливые, агрессивные формы. А вывернутые, покалеченные, со стертыми лицами, почти лишенные возможности передвигаться существа тем не менее изо всех сил стремятся обратно наверх. И в финале они обретут-таки вожделенную высоту. А главному герою суждено стать собой, только когда он освободится от стягивающих его клочков и обломков. Обнажение здесь носит ритуальный характер: человек, готовясь уйти на небеса, остается таким, каким его создала природа.

Вячеслав Иноземцев использует различные техники: здесь и уличный скомороший театр, и пантомима, и танец Буто, а где-то просматриваются черты театра кабуки. Но при кажущейся несочетаемости элементов они складываются в единую картину. Спектакль построен на живой музыке, задающей ритм действию: от электронного стона и гула до грандиозных барабанных соло. Из этой многослойности рождается настоящая трагедия. Трагедия умирающего, который не хочет расставаться с жизнью. Трагедия непонимания. Единственным способом избежать мучений становится единение с природой. Тогда человек обретает силу, и его уже не беспокоят преследователи и враги.

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
//  читайте тему  //  Театр