|
|
N°211, 16 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тест на профпригодность
Последние дни прошли под знаком архитектурных премий. Во вчерашнем номере газеты рассказывалось о новой амбициозной премии для молодых мастеров «Вызов времени». Учреждена она Международным фондом Якова Чернихова (ICIF) и призвана поощрять самые умные концептуальные проекты, стимулировать живую и тонкую творческую мысль. Еще два премиальных теста на профпригодность устроили на днях для архитекторов почтенная институция Венецианская биеннале и новый журнал ARX.
8 ноября в Венеции назвали лауреатов X биеннале, самой представительной и популярной архитектурной выставки мира. В этом году лауреатов вопреки традиции решили награждать не перед открытием выставки, а перед ее завершением. Решение жюри прозвучало в унисон теме выставки «Города: архитектура и общество»: выбраны самые социально ответственные проекты, примеры грамотно спланированного улучшения жизни в городах. Главного «Золотого льва» получила экспозиция, освещающая борьбу датских специалистов за экологическую чистоту китайских городов. «Золотой лев -- Премия городов» был вручен представителям колумбийской столицы Богота. Этот город за последние десятилетия решил многие проблемы в области жилищного строительства, предпринял новаторский подход к транспортной системе. Ограничение использования автомобилей в городе дало своим результатом увеличение свободного пространства для жителей, улицы стали более приятны глазу, а проведенные реформы оказались также экономически выгодными и благоприятными для населения в социальном аспекте. Богота, по словам членов жюри, -- маяк надежды для других городов мира, и богатых, и бедных. Наградили социальное жилье из Мехико и жилье для малоимущих Индии. Искусство служит пользе и прочности, и это хорошо, хотя среди прагматики добрых дел почти не осталось места для красоты, которую мы обычно связываем с понятием искусства. Разве что дополнительного «Льва» присудили павильону Японии, в центре которого был выстроен плетеный шалаш с маленьким золоченым квадратиком входа. В павильон надо был влезть на четвереньках, чтобы посмотреть работы Теронобу Фуджимори, посвященные разглядыванию придорожной «архитектуры без архитектора» в поисках глобальных черт, объединяющих все человечество.
На следующий день в Москве объявили результаты премии ARX awards, учрежденной новым журналом об архитектуре ARX. В статусе лауреатов вновь засветились успешные и зрелые московские архитекторы, сливки российского архитектурного общества. Сразу две премии получил Тотан Кузембаев, причем за одну и ту же постройку, деревянный «Яхт-офис», -- за здание вообще и за его конструктивную схему. В процессе подготовки премии он же выиграл конкурс на дизайн вручаемого победителю знака, «Титанового ARXа», сделав его в виде строительного отвеса. Вторую по значению награду за лучший проект присудили Сергею Скуратову за дом в Тессинском переулке, тонкое и красивое архитектурное размышление на тему особенностей московской архитектурной среды. Длинные окна, кирпичные стены с постепенным изменением тона, игра наклонных линий стен и крыш -- это поэтичная стилизация на тему старого заводского здания, в которых теперь делают лофты, -- поэтичность заметил и оценил эксперт премии Евгений Асс. Лучшим экспериментальным проектом американский эксперт Винка Дубблдам назвала проект Дмитрия Александрова для Крита: поселок, деликатно и красиво вписанный в гористый ландшафт приморского склона, здания которого будут буквально ввинчены в скалу, что позволит сохранить большую часть природного окружения. В номинации «Градостроительство» также победил очень экологичный проект развития южного склона Уфимского полуострова, из интерьеров выбрали метро, железнодорожный терминал аэропорта Внуково, а лучшей конструктивной деталью названо перекрытие конькобежного стадиона Нодара Канчели.
Юлия ТАРАБАРИНА, агентство архитектурных новостей Архи.ру