|
|
N°212, 17 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сплавленный ларек
Металлургия дается правительству легче, чем трудовая миграция
Премьер-министр Михаил Фрадков, получив одобрение президента, на вчерашнем заседании правительства пообещал новые решения по упорядочению трудовой миграции. «Принятые накануне постановления -- это только первые шаги», -- сообщил он вчера, открывая заседание правительства. «Для некоторых такие меры могут показаться достаточно резким движением, не всегда понятным, хотя эти меры -- проявление системного подхода», -- увещевал всех премьер. Система, очевидно, заключается в том, что сначала коррупционный хаос в сфере трудовой миграции был создан органами власти, а теперь его героически пытаются преодолевать путем квотирования мигрантов и их изгнания из торговли алкоголем и лекарствами.
Однако члены кабинета считают, что они на верном пути. По словам г-на Фрадкова, президент поручил ему активно продолжать начатое. Уже направлен в Думу законопроект Минэкономразвития о работе сельскохозяйственных и вещевых рынков. Одна из норм, предусмотренных в нем, -- 20% торгующих должны быть непосредственными отечественными товаропроизводителями, а не иностранцами и посредниками. Другие новации в деле упорядочения миграции правительству еще предстоит придумать. Это, по мнению премьера, позволяет сделать «переходный период». За это время чиновники должны и порядок навести, и Конституцию соблюсти.
А пока на фоне простых решений и цифр, где в графе «иностранцы в торговле на рынках и ларьках» значится «ноль», кабинет министров открыто расписывается в очередном собственном бессилии. Принимая серьезнейшие ограничения для работы трудовых мигрантов, как ни крути, нарушающие права человека, правительство не имеет статистики, где и в каком количестве заняты иностранные рабочие (в чем публично вчера признался вице-премьер Александр Жуков, отвечая на вопросы журналистов в Белом доме). То есть все делается на глазок. Увидели на вещевом рынке нелегалов -- пошли туда. Увидят в строительном деле (для этого даже далеко ходить не надо -- даже на Рублевке достаточно гастарбайтеров в возводимых коттеджных поселках) -- пойдут туда. Такая приблизительная миграционная политика. И все якобы ради того, чтобы, как сказал г-н Жуков, покончить с «рабским трудом». «Отсутствие порядка в этой сфере, -- сетует он, -- вредило всем: и мигрантам, и нам». «Не сомневаюсь, что эти меры необходимы. Мы хотим сделать этот процесс ясным и прозрачным», -- искал оправдание вице-премьер.
Г-н Жуков также не сомневается, что меры будут действенными и применительно к коррупции в правоохранительных органах в связи с легализацией «трудовых мигрантов».
Вице-премьерская уверенность, не подкрепленная, по сути, ни одним из правительственных постановлений, направленных на упорядочение миграции (для торговцев-иностранцев -- это вполне «ясные» ограничения, для работодателей -- штрафы, а для милиции на местах это более чем «прозрачное» удвоение мзды за регистрацию и т.п.), достойна, похоже, лучшего применения. Но что делать, если премьер направил своего заместителя осуществлять информационное сопровождение «предстоящих очень серьезных решений на этот счет». «В обществе должны знать наши подходы. Мы должны сверять данные меры с общественным мнением, учитывая не только экономический, но и человеческий фактор». Вот г-н Жуков и готовил почву.
Вчера же кабинет министров одобрил план развития металлургической промышленности на ближайшие два года. Поручено разработать к апрелю стратегию развития металлургии до 2015 года. Здесь в отличие от борьбы с трудовой миграцией все выглядит достаточно оптимистично. Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус рапортовал, что к 2010 году объемы производства в металлургии вырастут на 20--30%, инвестиции -- в два раза, импорт сократится на 30%, а издержки -- на 10%.
Не вызвала каких-либо затруднений у министров и модернизация почты. Главный вывод: почта должна поменять имидж. По словам премьера, она должна перестать ассоциироваться у граждан «с двухэтажными засыпными домами и женщиной в окошке, которая стучит молоточком по посылкам». А первый вице-премьер Дмитрий Медведев решил поправить не только имидж. Он затронул до сих пор остающуюся, по сути, табуированной тему монополии почты. В первую очередь на доставку периодических изданий. «Не следует ли объявить доставку периодики универсальной услугой. И регулировать тарифы как в инфраструктурных монополиях», -- предложил первый вице. На что министр информатизации и связи Леонид Рейман тут же затребовал при таком раскладе компенсацию из бюджета. Подводя итог, премьер лишь коротко заметил: «В общем, ясно, что транспарентности туда надо добавить». Как и везде.
Вера КУЗНЕЦОВА