|
|
N°211, 16 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспресс-тариф от РЖД
Железнодорожные билеты подорожают 29--30 декабря на 46%
«Российские железные дороги» приготовили неприятный сюрприз пассажирам, которые собираются отправиться в путешествие 29 и 30 декабря. Вчера без объяснения причин тариф на проезд в вагонах купе и СВ в этот день был повышен не на обещанные и утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ) максимальные 6% от среднегодового уровня, а на 35--46% в зависимости от поезда. В пресс-службе РЖД «Времени новостей» заявили, что намерены объяснить ситуацию сегодня -- там узнали об этом из жалоб пассажиров и до конца дня попросту не успели подготовить информацию. В Федеральной антимонопольной службе газете заявили, что вопрос находится не в их компетенции. В ФСТ «Времени новостей» заявили, что курирующий вопрос зампред Виталий Евдокименко недоступен для комментариев, а в пресс-службе затруднились пояснить позицию ведомства. Таким образом, пассажирам предлагается компенсировать убытки РЖД за 2006 год из собственного кармана. Несмотря на то что Владимир Путин уже два года подряд говорит о недопустимости такой практики.
С 2003 года тарифная служба и РЖД ежегодно утверждают график гибкого (сезонного) регулирования тарифов. Изначально это было сделано для того, чтобы «сгладить» объемы перевозок в пиковые даты, так как РЖД не хватает вагонов для удовлетворения растущего пассажиропотока. Как летом говорил руководитель Федеральной пассажирской дирекции -- филиала РЖД Валерий Шатаев, частично эта задача была выполнена.
Однако если для проезда в плацкартных и общих вагонах ФСТ устанавливает четкий коэффициент, применяемый к среднегодовому тарифу в ту или иную дату, то для проезда в купейных вагонах и СВ устанавливается лишь предельный уровень коэффициента. Об этом в своих последних интервью говорил президент РЖД Владимир Якунин. Но обычно РЖД устанавливали тарифы в купе и СВ по максимуму. Все изменилось вчера, причем, по информации «Времени новостей», без разрешения ФСТ.
Согласно графику гибкого регулирования, по 21 декабря включительно к тарифу на проезд в купе и СВ применяется коэффициент 0,93 к среднегодовому уровню, а с 22 по 30 декабря -- 1,06. Например, билет в нефирменное купе без дополнительных услуг скорого поезда №30 Москва--Санкт-Петербург по 21 декабря стоит 813,7 руб. (плюс 45 руб. за обязательную покупку комплекта постельного белья). Согласно графику 22--30 декабря стоимость не может превышать 927,4 руб. (плюс 45 руб. за белье). Однако в системе «Экспресс-3» (система РЖД, предназначенная для продажи билетов и справок по проезду) цена билетов 22--24 декабря остается на уровне 813,7 руб., 26--28 декабря составляет 979,8 руб. (это соответствует коэффициенту 1,12), а 29 декабря -- аж 1277,3 руб. (коэффициент 1,46). На 30 декабря продажа откроется сегодня, и тариф будет аналогичным установленному на 29 декабря. Получился даже такой казус: 29--30 декабря на поезд Москва--Симферополь билет от столицы до российского Белгорода в купе стоит 2100,8 руб., а до украинского Харькова (на сообщение со странами СНГ влияние гибкого регулирования не распространяется), который дальше на 84 км, -- лишь 1414,7 рублей.
Неофициально в РЖД говорят, в среднем получается, что в период 22--30 декабря тариф не выйдет за пределы утвержденного максимального коэффициента 1,06. Однако такая логика, говорят эксперты, не выдерживает критики. Дело в том, что 29 декабря в стране -- последний рабочий день в году, а потому пик пассажиропотока придется как раз на этот и следующий дни. И нарушив график гибкого регулирования, не превысив при этом его средних значений, РЖД сумеет заработать на пассажирах намного больше, чем планировалось. При этом ФСТ учесть эту дополнительную прибыль в тарифах на следующий год уже не сможет -- их среднегодовой уровень уже утвержден правительством, более того, РЖД удалось включить в федеральный бюджет следующего года более 10 млрд руб. на компенсацию убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Николай ГОРЕЛОВ