|
|
N°212, 17 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Супружеский спецфонд
Президента Тайваня и его жену обвиняют в присвоении денег
Ровно через неделю, 24 ноября, в тайваньском парламенте назначено голосование по отзыву президента Чэнь Шуйбяня. 55-летнего Чэня и его 54-летнюю супругу У Шучжэнь обвиняют в подделке документов с целью присвоения денег из специального государственного фонда. Прокуратура полагает, что с 2002 по 2006 год они похитили 450 тыс. долл. США. Обвинения были предъявлены 3 ноября, по этому же делу проходят еще три сотрудника администрации. Дело первой леди готовят к передаче в суд, в отношении президента это пока невозможно, поскольку он защищен властным иммунитетом.
Чэнь Шуйбянь выступил со встречными нападками на прокуратуру, якобы «нарушавшей процедуры» в ходе расследования. По словам президента, деньги были потрачены на благо государства, а проблемы возникли из-за запутанной процедуры отчетности по президентским фондам, связанным с национальной безопасностью. Президент признал, что не рассказал следователям все детали, но считает, что поступил правильно -- деньги были потрачены на лоббистскую деятельность за рубежом и поддержку китайских демократических активистов, утечка же этой информации может повредить интересам острова.
Президент отверг обвинения, но обещал, что уйдет с поста, если суд признает вину его супруги. Однако суд над У Шучжэнь может затянуться года на полтора -- в деле много государственных тайн, предстоит выслушать около 300 свидетелей. Так что при любом исходе процесса Чэнь останется на президентском посту до конца срока, который истекает в мае 2008 года.
Среди обнародованных трат из спецфонда числится счет из ресторана на 3 тыс. долл., портативный компьютер за 2,3 тыс., восемь пар часов на сумму 42 тыс. долл., дорогие женские вещи всемирно известных марок, а также два кольца с бриллиантами, одно из которых обошлось в 40 тыс. долл. Сторонники президента и правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) отказываются поверить в то, что все эти вещи были приобретены для президентской семьи.
Чэнь Шуйбянь вышел из бедной семьи, его жена парализована до пояса и передвигается в инвалидной коляске. Когда в начале 80-х Чэнь бросил адвокатскую практику и занялся политикой, У Шучжэнь стала его помощницей. В 1985 году после митинга ее сбила машина, у женщины были перебиты шейные позвонки. В организации покушения были заподозрены тогдашние гоминьдановские власти.
Образ верного мужа, трогательно заботящегося о жене-инвалиде, стал огромным плюсом для победоносной президентской кампании Чэнь Шуйбяня в 2000 году, которую он выиграл под лозунгами независимости Тайваня и победы над коррумпированной политикой партии Гоминьдан. Но теперь истории в прессе про тягу У Шучжэнь к дорогим драгоценностям и деньгам, про ее операции на фондовом рынке и получение подношений от бизнесменов бросили тень на самого Чэня.
Кстати, не подтвердились прозвучавшие в начале года обвинения, что первая леди приняла в качестве подарка купоны дорогого супермаркета на сотни тысяч долларов и взятку в размере на 3,1 млн долл. Но в мае был арестован президентский зять Чжао Цзяньмин -- за использование инсайдерской информации при спекуляции с акциями Тайваньской компании освоения земель. В июне в отставку ушел помощник президента, заподозренный в получении взяток от бизнесменов. Тогда же оппозиция во главе с партией Гоминьдан и Партией близости к народу провела в парламенте первое, хотя и провалившееся, голосование по отзыву президента.
В начале сентября на улицах Тайбэя начались манифестации с требованием отставки президента. 13 октября в парламенте прошло еще одно голосование по смещению Чэня, но и оно оказалось безрезультатным. В конце октября накал страстей пошел на спад, однако новое дело о злоупотреблении со спецфондом вновь заставило политиков заговорить о судьбе Чэнь Шуйбяня. ДПП сплотилась вокруг теряющего популярность президента, понимая, что это может ей дорого обойтись на выборах мэров крупных городов Тайбэя и Гаосюна 9 декабря.
На днях в Тайбэе разгорелся новый спор о чистоте политики, в эпицентре которого оказался мэр Тайбэя и лидер партии Гоминьдан Ма Инцзю. Проверка выявила нарушения в бухгалтерской отчетности по расходам из «особого фонда» градоначальника: мелкие счета подменяли крупными, а среди чеков обнаружились документы о покупке газет, еды и предметов женской гигиены из магазинов, расположенных поблизости от дома мэра. Речь идет о сумме, в десять раз меньшей, чем в деле президента. Да и обвинений мэру пока никто не предъявлял, ответственность легла на сотрудников его канцелярии.
Ма отверг призывы к отставке с поста мэра, хотя в этом кресле ему осталось сидеть всего 40 дней. Лидер оппозиции не сумел показать правящей партии пример добровольного ухода от власти на время расследования. И это сильно обесценило пафос обвинений оппозиции, призывающей к отставке президента.
Руководитель орготдела Партии близости к народу Хуан Баньгун сказал «Времени новостей», что предстоящая попытка отозвать президента уже обречена на провал, хотя она и «войдет в историю тайваньской демократии». Наш собеседник заметил, что после скандала вокруг мэра настроения избирателей изменились: «Сторонники ДПП воспряли духом. Теперь речь идет об ошибках не только власти, но и оппозиции».
Александр ЛОМАНОВ, Тайбэй