Европейская идея создания сети энергетических корреспондентов, которые должны оперативно информировать Брюссель об опасностях со стороны поставщиков углеводородов, стихийно воплощается в жизнь. Напомним
, что месяц назад при участии немецкой Федеральной службы разведки и чиновников из ведомства канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Берлине обсуждали, как снизить энергозависимость от России, и одним из предложений стало создание сети экспертов, которые могли бы обеспечить «быстрое реагирование при угрозе энергетической безопасности» (
см. Номер 189 за 16 октября). Вчера британская The Financial Times подтвердила, что в словосочетании «энергетическая безопасность» для Запада главным словом является «безопасность». По данным газеты, эксперты НАТО предупредили участников альянса о «необходимости принять меры по защите от любых попыток России создать «газовую ОПЕК», поскольку это усилит рычаги давления Москвы на Европу». Конфиденциальный доклад, в котором говорится о том, что Россия, возможно, стремится к созданию газового картеля вместе с Алжиром, Катаром, Ливией, странами Центральной Азии и, вероятно, Ираном, был разослан послам 26 стран, входящих в блок.
«Мы ни в коем случае не будем ни инициировать этот вопрос, ни настаивать на нем, -- заявил вчера глава экспертного управления президента России Аркадий Дворкович. -- Любое создание картелей является лишь одним из возможных, но, как показывает практика, совсем не обязательным эффективным способом решения таких проблем». По его словам, теоретически такое объединение поставщиков в случае согласия всех потенциальных участников возможно, но Россия уже показала, что существует «множество механизмов обеспечения стабильности энергетических рынков без всяких картелей на долгосрочный период».
В НАТО не подтверждают, но и не опровергают существование такого аналитического доклада. «У нас есть определенная аналитика, но это не значит, что это -- политика НАТО. НАТО -- не ОПЕК, а поэтому не имеет собственной энергетической политики», -- заявил Интерфаксу источник в структурах альянса. Он подчеркнул, что «вопросы энергетики не являются компетенцией альянса», но в то же время «это и вопрос безопасности, в частности, обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры».
Источником беспокойства для «энергетических корреспондентов» из НАТО послужили, судя по всему, контакты России с обладателями крупных газовых ресурсов, прежде всего с Алжиром и Ираном. Так, при содействии Владимира Путина «Газпром» заключил в середине лета соглашение о сотрудничестве с алжирской госкомпанией Sonatrach, а с президентом Ирана российский лидер обсуждал создание СП по добыче газа и возможности согласования цен. Впрочем, тогда эти действия российского руководства не вызвали бурной реакции в Европе.
«Мы развиваем отношения с крупными производителями газа, но это не подразумевает никаких картельных соглашений», -- заявил «Времени новостей» пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов.
«Очень плохо, что по вине Москвы доверие между Россией и Западом в сфере поставок газа утеряно настолько, что к энергетическим проблемам уже подключилось НАТО. Видимо, консультации с Алжиром стали последней каплей. Хотя понятно, что в реальности никакого картеля быть не может и эксперты альянса явно дуют на воду», -- сказал «Времени новостей» президент Института энергетической политики Владимир Милов.
Западные эксперты, впрочем, вовсе не уверены, что «никакого картеля быть не может». «Если таким планам было бы суждено реализоваться, то российско-алжирский картель для Евросоюза имел бы самые негативные последствия, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» Энно Харкс, эксперт германского фонда «Наука и политика» (этот центр стратегических исследований является независимым научным учреждением, консультирующим, в частности, германский бундестаг и федеральное правительство). -- На этот счет я приведу лишь две цифры. Существует официальный показатель, согласно которому в газовом «коктейле», потребляемом ЕС, доля российского газа составляет около 24%. Однако эта цифра может легко ввести в заблуждение. Ведь если взять в расчет 30 западноевропейских стран, включая такого крупного производителя как Норвегию, то этот регион 70% импортируемого газа получает из России. Другие 20% поступают по импорту из Алжира. Любая форма картельной договоренности между Россией и Алжиром в состоянии обернуться для европейского потребителя природного газа катастрофой. Реально таких возможностей не слишком много. Переговоры, которые ведут «Газпром» и Sonatrach, направлены на создание газового картеля по типу OPEC. Западу необходимо не допустить этого».
Впрочем, признает немецкий эксперт, возможностей у Европы в этом смысле немного. «Европа является потребителем, а производителями и поставщиками -- Россия и Алжир. На любом нормально функционирующем рынке поставщики пользуются открывающими перед ними преимуществами, и в этом нет ничего необычного. С другой стороны, у нас на разных (национальном и общеевропейском) уровнях существуют мощные антикартельные порядки. Хотя единого международного антикартельного законодательства не существует. Поэтому наши физические возможности для противодействия ограничены», -- говорит Энно Харкс.
Активнее всех выступает Польша. Еще в начале года она предложила создать «энергетическое НАТО», чтобы эффективно противостоять угрозе энергетической экспансии России на европейский рынок. Эта идея не встретила понимания партнеров по альянсу. А на днях, как известно, Варшава объявила о намерении блокировать начало переговоров о новом базовом соглашении между ЕС и Россией. Именно проект этого документа (действующее соглашение истекает через год) должен обсуждаться на саммите Россия - ЕС на высшем уровне, который пройдет в Хельсинки в конце следующей недели.
Следует отметить, что эти действия подогревают и в Брюсселе. Месяц назад верховный представитель Евросоюза по внешней политике Хавьер Солана обратил внимание на переговоры между Россией и Алжиром, после которых, по его словам, Алжир перестал продавать крупные доли в газовых проектах зарубежным инвесторам.
Не далее как вчера глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер направился с пятидневным визитом по маршруту Ливия - Алжир -- Тунис - Марокко -- Мавритания. Как следует из официального сообщения, министр «хочет быть подготовленным к сотрудничеству с южными соседями Европы, когда Германия с начала января 2007 года станет председательствовать в ЕС». Уже сегодня высокопоставленные правительственные чиновники в Берлине заявляют о том, что вопросы энергобезопасности и формирования единой внешней энергетической политики 25 стран ЕС будут находиться среди первостепенных приоритетов. Примечательно, что недавно г-н Штайнмайер повершил похожее турне по странам Средней Азии, включая богатые газом и нефтью Туркменистан и Казахстан.
Роль Алжира как важного источника природного газа для Европы, очевидно, сохранится на длительную перспективу. В пользу этого говорит и ведущееся проектирование двух дополнительных газопроводов, конечной целью маршрутов которых станут Италия и Пиренеи. Энно Харкс считает необходимым, чтобы объединенная Европа выступила со своими предложениями к этой североафриканской стране по дальнейшему вовлечению ее во внутренний рынок ЕС. «Алжиру следует сделать практические предложения с тем, чтобы открыл свою экономику и ассоциировал ее с Европой и/или интегрировал с внутренним европейским рынком», -- говорит эксперт.
Пристальное внимание к Алжиру понятно: Европа уже однажды сильно «обожглась» с этим южным соседом. В конце 1960-х по решению радикального лидера Алжира Шадли Бенджедида Sonatrach резко подняла цены на газ. Это привело к тому, что США отказались закупать дорогой алжирский газ, а европейцы были обречены на долгие переговоры с продавцом. В результате Алжир практически полностью остановил поставки газа в Европу. В конечном итоге европейские правительства были вынуждены субсидировать своим компаниям закупки газа в Алжире, хотя и продавец пошел на встречное снижение цен. Результатом этой «войны», впрочем, стал масштабный выход СССР на европейские рынки газа.
==========================================================
Nord Stream представила документы о строительстве газопроводаNord Stream AG -- оператор строительства морского газопровода из России в Германию -- представила документацию о проекте в ответственные государственные органы России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии в соответствии с международной конвенцией Эспоо. Трасса газопровода Nord Stream пересечет эксклюзивные экономические зоны или/и территориальные воды этих государств, которые, за исключением России, в рамках конвенции определяются как "стороны происхождения". Россия подписала конвенцию Эспоо, но не ратифицировала ее; при этом Россия будет выступать как "сторона происхождения", насколько это возможно с учетом национального законодательства, говорится в сообщении компании. Представленный документ о проекте описывает технические аспекты газопровода «Северный поток» и возможные воздействия на окружающую среду. Страны извещены о том, что компания собирается проложить две нитки газопровода длиной около 1200 км, а также сервисную платформу в районе шведского острова Готланд. Стоимость проекта -- «более 5,5 млрд евро». Кроме того, из представленных документов следует, что в 2007 году будет подготовлен рабочий проект, за два следующих года должна быть построена первая нитка (с платформой) и введена в эксплуатацию в феврале 2010 года. Вторую нитку планируется проложить к октябрю 2013 года, когда газопровод должен начать работать на полную мощность в 55 млрд кубометров. Срок службы газопровода -- 50 лет. Документ формирует основу для начала процесса оценки воздействия на окружающую среду, необходимого для получения разрешений каждой страны на реализацию проекта. Затем последуют общественные слушания в странах Балтийского региона в соответствии с законодательством каждой страны, о результатах которых "стороны происхождения" и Россия уведомят Nord Stream.
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»