|
|
N°210, 15 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запоздалые речи для «глухих ушей»
Британский премьер пытается изменить свою внешнюю политику
Британский премьер Тони Блэр (на снимке) присоединился к тем зарубежным политикам, кто в последнее время нахваливает Россию. «Все мы видим, как Россия при президенте Путине стала более сильной, более уверенной в себе страной, -- сказал Тони Блэр. -- Мы также знаем, что это великая держава, и мы зависим от ее энергетических ресурсов». Эти слова британский премьер произнес в понедельник вечером на банкете у лорд-мэра лондонского Сити. В выступлении, которое традиционно было посвящено проблемам внешней политики, Блэр приветствовал экономическое и политическое развитие Китая: «Мощь Китая -- это одно из тех явлений, с которыми нужно считаться». Он обратил внимание, что «экстраординарного продвижения по разным направлениям» достигла и Индия.
Но основное внимание было уделено положению на Ближнем Востоке. Об этом же Тони Блэр уже вчера вечером говорил по телемосту с Америкой, с членами «группы Бейкера». Группа, которую возглавляет бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер, занимается по просьбе президента Буша изучением путей выхода из тупика, в котором оказались союзники в Ираке. О чем говорилось во время телемоста, прессе не сообщается, но представление о позиции Великобритании по этому вопросу можно было получить из речи, произнесенной Блэром накануне.
Стоит напомнить, что через два года и Блэр, и Буш, скорее всего, покинут олимп власти, а проблемы в Ираке стали важным фактором предвыборных баталий в обеих странах. И впервые Блэр намекнул на разногласия с Вашингтоном по иракскому вопросу.
Если Джордж Буш, судя по всему, все еще не допускает возможности участия Ирана в переговорах по Ираку, то Блэр сказал, что с Ираном может сложиться новое «партнерство». Но для этого Тегерану надо прекратить "поддерживать терроризм" в Ираке и отказаться от ядерных амбиций. Таким образом, Иран, а также соседняя Сирия могут выбрать партнерство или «изоляцию».
Блэр успокоил иранское руководство, заявив, что опасения, будто бы Америка желает военного решения проблемы, «совершенно необоснованны». Выбор для Ирана таков: «Пусть они помогают мирному процессу на Ближнем Востоке, а не препятствуют ему, пусть прекратят поддерживать терроризм в Ливане или Ираке и пусть соблюдают, а не нарушают свои международные обязательства».
Эти слова, как считает газета «Таймс», были обращены к Джорджу Бушу. Блэр призвал США возглавить новое движение к миру на Ближнем Востоке, в том числе в Палестине и Ливане, настаивая, что это является единственным способом победить международную террористическую организацию «Аль-Каиду». Британский премьер полагает, что проблема не только в Ираке, а «во всем» регионе Ближнего Востока, «где действуют одни и те же силы, где лежат корни международного терроризма, где процветает экстремизм, где пропаганда, может быть, и полностью фальшива, но тем не менее привлекательна для многих жителей арабской улицы».
Причину резкого обострения ситуации в Ираке британский премьер видит во вмешательстве международного терроризма, «цель которого ясна: спровоцировать гражданскую войну. Насилие не является случайностью или результатом плохого планирования. Напротив, это намеренная стратегия». «Это результат объединения внешних экстремистов с внутренними -- «Аль-Каиды» с суннитскими повстанцами, поддержка Ираном шиитского ополчения», -- пояснил Блэр. Он не стал, правда, пояснять, почему разведслужбы США и Британии накануне войны против Ирака в 2003 году не просчитали такой сценарий развития событий.
Британские комментаторы восприняли изменения в позиции премьера с удивлением. Газета «Дейли телеграф» назвала это крайне нелогичным. Ведь Иран и Сирия считались в Лондоне и Вашингтоне главными препятствиями на пути к миру на Ближнем Востоке. И вдруг из враждебных стран они превратились в «часть решения проблемы».
«Со времен исламской революции в 1979 году и захвата тогда же американского посольства в Тегеране иранский режим считался заклятым врагом Вашингтона», -- напомнил «Времени новостей» профессор британского Гринвичского университета Джеймс Боллс. Наш собеседник заметил, что, когда в 1980-х Ирак и Иран восемь лет воевали, то американцы поддержали иракского лидера Саддама Хусейна: «Иран воспринимался как большая опасность для Запада». «Теперь Саддам смещен тем же Западом, и, по иронии судьбы, Иран приглашают за стол переговоров по Ираку». Профессор сомневается, что Тегеран и Дамаск искренне заинтересованы в скорейшем урегулировании иракской проблемы. Так что призыв Блэра, как говорят англичане, может «упасть на глухие уши».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон