|
|
N°209, 14 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Для женщин, для мужчин и для «смешанного пола»
В России появится возможность ездить в однополой компании
На отечественных железных дорогах начинается эксперимент по половой сегрегации. Как сообщила пресс-служба ОАО «Российские железные дороги», уже с 15 января следующего года пассажиры некоторых поездов смогут выбирать себе однополые купе. Таким образом, многим женщинам, стесняющимся ездить в одной тесной кабинке с незнакомыми мужчинами, удастся обойтись без столь беспокойного и волнительного соседства. Соответственно станет проще и тем мужчинам, кто не желает, чтобы наличие недовольной соседки мешало их ночному вагонному преферансу.
Правда, на первом этапе, как заявляют в РЖД, этот эксперимент коснется лишь восьми поездов. Поначалу купе будут делиться по признаку пола в одном спальном и одном купейном вагоне фирменного поезда «Жигули» Самара--Москва. Кроме того, к проекту подключат по два вагона поездов №4/3 Москва--Санкт-Петербург, поездов №2/1 Казань--Москва, №25/26 Москва--Воронеж, №20/19 Москва--Ростов и по одному купейному вагону в поездах №59/60 Горький--Санкт-Петербург, №71/72 Москва--Белгород и №100/99 Москва--Брянск. Если же услуга раздельного проезда будет пользоваться спросом, то схему могут распространить более широко.
Железнодорожное ведомство утверждает, что за выбор попутчиков своего пола доплачивать не придется. При покупке билета в экспериментальный вагон пассажиру достаточно будет лишь заявить о своем желании. Тогда кассир выдаст клиенту привычный продолговатый листок, на котором помимо стандартных данных будет указан и тип купе: «М» (мужское), «Ж» (женское) или «С» (смешанное). Последняя графа явно будет востребована разнополыми семействами или теми, кого не слишком беспокоят половые признаки человека на соседней койке.
Впервые в России попытку решить половой вопрос в поездах предприняли на Горьковской железной дороге, где пару лет назад был проведен локальный эксперимент по разделению купе на женские и мужские. Сначала это коснулось лишь спальных вагонов фирменных поездов «Ярмарка» и «Нижегородец», следовавших по маршруту Москва -- Нижний Новгород. Результаты проекта были сочтены удачными, и в ноябре 2004 года раздельное проживание было введено еще на нескольких направлениях. Выбрать себе купе без лиц противоположного пола можно было при покупке билетов на поезда «Серебряные ключи» (Сергач--Москва), «Татарстан» (Казань--Москва), «Чувашия» (Ижевск--Москва), «Вятка» (Киров--Москва) и на поезд №131/132 Ижевск -- Санкт-Петербург.
Но это была инициатива снизу. Железнодорожное ведомство, по своей природе весьма консервативное, не спешило распространять нижегородскую идею на всю страну. Для этого, в частности, пришлось вносить изменения в единую форму железнодорожных билетов, вводя там дополнительную графу «пол купе» (хотя, как утверждают железнодорожники, используемая ныне компьютерная система «Экспресс-3» позволяет это сделать). Кроме того, до сих пор не очень ясно, будет ли данная схема пользоваться большой популярностью у пассажиров во всероссийском масштабе.
Тем временем со схемой раздельного расселения, давно используемой в странах Западной и Центральной Европы, решили поэкспериментировать и наши западные соседи. Белорусская железная дорога в апреле 2005 года ввела мужские и женские купе в двух вагонах главного поезда страны №1/2 Минск--Москва. В начале 2006 года идея была признана удачной, и в БЖД начали поговаривать о расширении эксперимента на другие маршруты. Украинцы опробовали ту же самую схему еще раньше: первые однополые купе появились здесь еще летом 2001 года в поезде Одесса--Днепропетровск. Через год число таких поездов увеличилось до четырех.
Однако полностью перенести европейскую схему на отечественные рельсы вряд ли удастся. Помешают самые разные факторы -- размеры страны, специфика российского вагонного парка и т.п. Страны Старого Света маленькие, большинство железнодорожных маршрутов гораздо короче, чем у нас, так что чаще всего пассажир выходит из поезда в тот же день, когда в него сел. Для таких поездок не требуются спальные места, достаточно обычных сидячих вагонов, разве что чуть более комфортабельных, чем наши электрички. В результате купе «только для женщин» или «только для мужчин» используются лишь в сравнительно немногочисленных спальных поездах.
В России ситуация принципиально иная: подчас даже для того, чтобы проехать три-четыре региона, требуется провести в поезде около суток. Так что вагоны с полноценными спальными местами для нас скорее норма, чем исключение. При этом существенная (если не большая) часть таких вагонов относится к «бюджетному» плацкартному типу, где никаких купе нет и в помине. В этом случае пришлось бы уже маркировать буковками «М» и «Ж» не трех-четырехспальные закутки, а целые вагоны, что вряд ли разумно и сильно напоминало бы казарму на колесах. Так что эксперимент с раздельным проездом обречен оставаться уделом сравнительно дорогих спальных и купейных вагонов.
Михаил МАНСКОЙ