|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попали под трибунал
Ливану грозят новые теракты
В минувшие выходные ливанское правительство наконец-то получило от Совета Безопасности ООН проект документа об учреждении нового международного трибунала. На скамье подсудимых могут оказаться лица, причастные к убийству 14 февраля 2005 года в Бейруте бывшего ливанского премьера Рафика Харири и еще 22 человек. Убийцы не пожалели взрывчатки, взорвав целый кортеж. Международное сообщество, признавшее это преступление терактом, ведет расследование этого и других происшедших за два года политических убийств в Ливане.
Проект устава будущего суда еще должны одобрить правительство и парламент Ливана. Затем правительство подпишет с ООН соглашение о создании трибунала. Кабинет министров начнет рассмотрение этого вопроса сегодня. В ожидании Ливан бурлит, а накануне страсти бушевали в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где по проекту спорили представители постоянных членов Совбеза.
В результате были приняты кое-какие поправки, в том числе российские. Однако, по данным «Времени новостей», самые серьезные предложения Москвы не прошли (например, чтобы работа суда была ограничена тремя годами или чтобы судей назначал не сам генсек ООН, а постоянные члены Совбеза, тогда Россия могла бы влиять на кадровый состав суда). Тем не менее российская делегация согласилась с проектом. И это удивительно, так как еще днем раньше нашему изданию было известно, что эксперты в Москве, работающие над поправками, рассчитывали на время для «тщательной работы» и говорили, что «нужно работать быстро, но и не поддаваясь давлению извне».
Что же так резко ускорило события? Арабская газета «Аль-Хайат» днями раньше сообщала, что промедление в Москве сильно расстроило Жака Ширака. Французский президент был, кстати, дружен с Рафиком Харири. Газета утверждала, что Ширак звонил Путину (такой телефонный разговор имел место 30 октября) и жаловался на МИД России, эксперты которого тем временем изучали учредительные документы трибунала. Путин выразил удивление и обещал разобраться, чем вызваны проволочки.
Газета также намекала, что Москва медлила не просто так, а идя навстречу пожеланиям соседней с Ливаном Сирии, не ждущей ничего хорошего от будущего трибунала. Рафик Харири выступал за уменьшение вмешательства Дамаска в дела Ливана. Незадолго до гибели Харири разругался с сирийским президентом Башаром Асадом и его родственниками, руководящими тамошними спецслужбами.
В августе 2005 года в Бейруте по делу об убийстве Харири были арестованы главы ливанских служб безопасности. Все они поддерживали тесные связи с Сирией.
Скорее всего указания из Кремля и стали фактором, ускорившим работу над документами по трибуналу и смягчившим позицию России в Совбезе. Похожие ситуации уже бывали. Пример -- важнейший вопрос задолженности Ирака перед Россией (по разным оценкам, долг составлял от 7 до 11 млрд долл.). В 2004 году Владимир Путин после переговоров с Джорджем Бушем присоединился к остальным лидерам, решившим списать основную часть долга новому правительству Ирака. Для экспертов и чиновников МИДа это стало сюрпризом.
Эстафету от Москвы, внимательно изучавшей учредительные документы, теперь принял ливанский президент Эмиль Лахуд, считающийся ставленником Сирии. Он уже заявил о желании «тщательно» рассмотреть положения устава, хотя большинство ливанских парламентариев и членов правительства высказываются за одобрение проекта. За создание трибунала выступает и премьер Фуад ас-Синьора (на снимке). Этого ливанского политика не жалуют в Дамаске.
Ситуация осложнилась после того, как в субботу кабинет ас-Синьоры покинули пятеро министров, представляющих тесно связанные с Сирией и Ираном шиитские группировки «Амаль» и «Хизбалла». В Ливане начался новый кризис. Он грозит не только массовыми демонстрациями, но и очередными политическими убийствами. И тогда трибуналу, если он все-таки будет создан, добавится работы.
Елена СУПОНИНА