|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Давайте заберем у них памятник
Три представленных в парламенте оппозиционных партии Эстонии -- «Союз Отечества», «Республика» и Социал-демократическая -- поддержали инициативу правящей Партии реформ создать юридические основания для удаления бронзового Воина-освободителя из центра Таллина и перезахоронения погребенных рядом с ним останков советских солдат.
Заявление эстонских парламентариев об удалении памятника советскому солдату заставило меня вспомнить два других захоронения, но уже в России.
В Новгородской области на берегу озера Ильмень стоит памятник солдатам вермахта -- большой темный крест. По новгородской земле, усеянной останками погибших полувековой давности, ходит русский батюшка, отец Николай. Ему помогают десантники Псковской дивизии, молодежь из отрядов «Поиск». Собирают кости, предают земле, водружают крест. Рядом с озером Ильмень стоят православные кресты и памятник, построенный немцами в память их соотечественников. В 90-е годы сюда приезжали ветераны-немцы, собрали останки своих солдат и похоронили, поставив аккуратно огороженный памятник.
И в Ленинградской области есть кладбище с захороненными германскими солдатами -- теми самыми, которые держали здесь блокаду во время Великой Отечественной.
Думаю, у новгородцев и уж тем более у ленинградцев счет к немцам побольше, чем у эстонцев к советским воинам. Тем не менее оба захоронения никто не трогает и не оскверняет. Новгородская молодежь, веселясь на берегу озера, не кидает бутылки в крест, не малюет на нем ругательств. Не трогают могилы бывших врагов и в Ленинградской области. Более того, в Россию из Германии приезжают ветераны второй мировой войны, встречаются с нашими ветеранами.
Может, российский народ все забыл и простил? Полагаю, дело не в этом. А в том, наверное, что у россиян существует понимание того, что солдаты, оказавшиеся сначала в окопах по разные стороны фронта, а затем в могилах, -- тоже жертвы этой войны. Солдатам вручили повестку и дали оружие: одному -- в Смоленске, другому - в Дрездене.
Наши солдаты, погибшие в Эстонии и похороненные не по православному обычаю, лежат в чужой земле, и не дают им покоя. Почему же эстонцы мстят памятникам? Почему сводят счеты с простым солдатом, тем более погибшим? Ведь не памятник же Сталину стоит на таллинской площади, не памятник Берии! Просто солдату. Но если это не понимают, если не чувствуют, то, может быть, нужно просто забрать у них памятник?
Елена Зелинская