|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Фотальная» вера
Московскому дому фотографии десять лет
Теперь очевидно: проект «Московский дом фотографии» -- самый успешный из всех, что рождены музейными институциями России за последние десять лет. В самом деле... «Большой Эрмитаж» с новыми площадями под двадцатый век, развитой модернистской системой коммуникации, участием звезд мировой архитектуры находится пока в стадии разработки. «Музейный квартал» при ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве -- уж не пародия ли он? (На музейные кварталы Вены или Берлина.) Реконструкция Исторического музея -- да, великолепно. Но к его классическому образу она мало что прибавила. Разве что нафталинный запах выветрился, зато на парадной лестнице глаза утомляет блеск недорогой позолоты -- ею опыляют сейчас новую державную идеологию. Государственный центр современного искусства? По сравнению с воздушным лайнером МДФ мощность его двигателя сопоставима с двигателем ну нового «бумера» что ли...
Московский дом фотографии уникален тем, что создан как институция маргинального для бывшего российского арткомьюнити вида творчества. Спустя десять лет признаем: этот вид творчества -- фотография как она есть -- стал одним из лидеров нашего художественного процесса. Фотография сегодня -- это суперраскрученный бренд. Это каждый год -- фестиваль на месяц с сотней вернисажей по всей Москве. Фотография -- это престижно. Это стильно. Это страсти, это любовь.
И когда мы говорим «фотография», то сразу же понимаем, что наша любовь не абстрактна. Она адресована конкретному человеку -- директору МДФ Ольге Свибловой. Сверхзвуковая энергия этой красивой хрупкой дамы и обратила нас в «фотальную» веру, и научила беречь визуальную память человечества.
Иные начинания и программы разных музеев и институтов культуры уже рождаются дряхлыми и беспомощными. Молодая энергия МДФ обеспечивается потрясающим куражом и жизнелюбием Ольги Львовны, ее умением убедить всех вокруг, что любое мероприятие дома -- невероятно важный факт твоей собственной биографии. Разбейся в кровь, а поучаствуй! Хотя бы как зритель.
Десятилетие Дом фотографии отмечал в гостях -- в центральном выставочном зале Манеж. Свою крышу МДФ еще чинит. Есть надежда, что на пмж (на Остоженку) МДФ вернется в 2007-м. Праздник в «Большом Манеже», обеспеченный постоянными добрыми партнерами дома, Sony Cyber-shot, MasterCard, Pio Global, МИАН, удался на славу. К уже открывшейся выставке Александра Родченко пристроилась другая -- «Избранное из коллекции и новые поступления в фонды музея». Показали «хайлайт» собрания: уникальные фонды XIX века, «первый цвет», пикториальную фотографию, подарки зарубежных фотографов: Сары Мун, Уильяма Кляйна, Люка Бюгли, Аббаса, Жерара Юфера, Мартины Франк, Миммо Йодиче и др., закупки современных российских фотографов, которые осуществляются благодаря бюджету, ежегодно выделяемому правительством и комитетом по культуре Москвы. Кроме того, прошла презентация книги «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» из фонда Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова «Музей фотографических коллекций», который передал в дар Московскому дому фотографии более 2 тыс. фотографий. Кроме того, была представлена коллекция винтаджей классиков отечественной пикториальной фотографии, переданная в дар МДФ Группой компаний «МИАН» в сентябре 2005 года. Кроме того, открылась фотовыставка друзей дома, среди которых и Юрий Башмет, и Андрис Лиепа, и Слава Зайцев. А правильный драйв был обеспечен суперкрутым концертом Жанны Агузаровой. Ее «Желтые ботинки» накачали зал до какого-то феерического экстаза. А когда на сцене поет космическая Агузарова, а перед сценой показывает мастер-класс «ленинградского рок-н-ролла» галактическая Свиблова, то сам уже где-то там, где земное притяжение бессильно.
В общем-то, не хотелось приставать к Свибловой с интервью. Пришла другая идея -- художников, постоянно сотрудничающих с МДФ, спросить: «Чего вам в этой жизни еще не хватает? В каких направлениях деятельность МДФ может совершенствоваться?»
На вопрос ответили три мастера разных поколений. Им слово.
Игорь МУХИН: «В принципе все мечты реализованы. Теперь в Москве, как и во всем мире, регулярно проводятся фотоконкурсы с адекватными премиями. Профессионалы получают нормальные западные гранты. Они могут спокойно работать. Свиблова привозит всех самых значимых в мировой истории фотографов, от классиков до раскрученных только что. Может быть, рискну пожелать чуть большей дисциплины в стратегических планах. Народу надо тщательнее объяснять, кто есть кто и что есть что в полноводном потоке выставок МДФ».
Георгий ПЕРВОВ: «Хотелось бы пожелать МДФ двигаться вглубь. Работать конкретно с конкретными авторами. Ставить на реальных скаковых лошадей, не расширяться за счет сомнительной продукции. Создавать имена, которые будут символом МДФ».
Юрий АВВАКУМОВ: «Не хватает качества. В подготовке проектов, биеннале, всего-всего. У Оли есть личное качество: ей хочется, чтобы всего было много и всех больше. А когда всего и всех больше -- с пространством возникает дефицит. Приходится тесниться. Даже сейчас в «Большом Манеже» мы видим сразу несколько выставок: «Новые поступления» и «Родченко». Мне кажется, хватило бы одного Родченко или одних «новых поступлений». В этой связи Оле я желаю гораздо большего места, чтобы его нельзя было заполнить даже с ее энергией».
Сергей ХАЧАТУРОВ