|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восемь лет на сборы
Администрация США согласилась пустить Россию в ВТО
Соединенные Штаты дали свое согласие на присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Протокол о завершении переговоров будет подписан во время саммита АТЭС в Ханое 18--19 ноября. Почти сенсацией стало пятничное заявление о том, что переговорщики разрешили все спорные вопросы. До этого момента переговорный процесс протекал с такими трудностями, что многие эксперты не исключали, что Россия скорее хлопнет дверью и выйдет из переговоров, чем сможет найти общий язык с несговорчивыми американцами. На то, чтобы вплотную приблизиться к порогу ВТО, России понадобилось тринадцать лет. Из них восемь Москва вела переговоры с Вашингтоном.
Детали достигнутых договоренностей, как обычно, держатся в секрете. «Договоренности с США носят весьма сбалансированный характер. Нам удалось по всем принципиальным вопросам найти компромиссные решения», -- сказал журналистам министр экономического развития и торговли Герман Греф. Глава российской переговорной делегации Максим Медведков заверил, что достигнутое с США соглашение выгодно для России. «Мы вели переговоры с США восемь лет, и за эти восемь лет, конечно, было много проблем. Но я думаю, что мы в результате вышли на соглашение, которое выгодно и для России, и для США. Это были жесткие переговоры, но итог получился справедливым и для России благоприятным», -- подчеркнул он.
По словам г-на Грефа, достигнуты компромиссы по работе иностранных банков на российском рынке и по сельскому хозяйству. По защите прав на интеллектуальную собственность стороны подпишут соглашение, в котором Россия возьмет на себя обязательство по регулированию и правоприменению в этой сфере. Это соглашение планируется подписать с Ханое одновременно с протоколом о завершении переговоров, сказал г-н Греф.
Изначально планировалось, что переговоры будут завершены в июле нынешнего года, во время саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Накануне российские официальные лица уже говорили о подписании протокола как о деле решенном. Однако вопрос выдачи ветеринарных сертификатов на свинину и говядину застопорил принятие, казалось бы, готового решения. Тогда стороны установили для себя новый срок -- переговоры должны быть завершены до конца октября. Через месяц Герман Греф припугнул американцев -- если переговоры не будут завершены в срок, Россия выйдет из соглашения по мясу, благодаря которому США принадлежит первое место на российском рынке курятины. В конце октября, признавали в МЭРТ, переговоры шли уже в ежедневном режиме, однако давать прогнозы, чем и как они завершатся, не решался никто.
По сведениям «Времени новостей», соглашение действительно было достигнуто в конце октября. Герман Греф и торговый представитель США Сьюзан Шваб парафировали документ. «Ударив по рукам», они проинформировали Владимира Путина и Джорджа Буша о том, что желаемый результат достигнут и теперь нужно лишь определить протокольные детали подписания соглашения. Нужно отметить, что г-н Буш, несмотря на авральный график предвыборной кампании в конгресс, специально встретился с г-жой Шваб и подробно обговорил с ней детали договоренностей. Президент США остался доволен тем, что этот процесс завершился к взаимному удовлетворению сторон.
Однако не тут-то было. Уже 1 ноября оказалось, что у Москвы возникли новые вопросы, связанные с поставками в Россию американской курятины. Хотя накануне член переговорной команды, глава Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт снял все вопросы по своей отрасли, новые установки поступили из Минсельхоза. Как говорит источник «Времени новостей», переговорщикам понадобилось еще больше недели, чтобы окончательно поставить точку.
Многочисленные наблюдатели пытаются теперь понять, какие политические обязательства взяла на себя Москва в обмен на соглашение по ВТО. Такая постановка вопроса имеет под собой почву, ведь подобные соглашения действительно часто бывают элементом политической сделки. Так было, например, в случае с Евросоюзом: «в обмен» на соглашение с Брюсселем в мае 2004 года Владимир Путин пообещал ускорить ратификацию Россией Киотского протокола. На выполнение этого обещания понадобилось тогда четыре месяца.
Сейчас в связи с завершением российско-американских переговоров по ВТО чаще всего упоминается Иран: якобы Москва готова ужесточить свое отношение к иранской ядерной программе. Что выглядит маловероятным со всех точек зрения. Ведь Москва и так обладает весьма ограниченным влиянием на Тегеран, а заняв по отношению к нему более твердую позицию, просто утратит даже имеющиеся дипломатические рычаги.
Похоже, что успех переговоров стал следствием двух обстоятельств, на которые изначально было довольно трудно рассчитывать -- во-первых, последовательно твердой (несмотря на тактические шараханья) российской позиции и, во-вторых, реального желания Вашингтона и лично Джорджа Буша (во что мало кто верил) добиться вступления России в ВТО. «В какой-то момент у нас сложилось впечатление, что каждое новое условие, которое выдвигали американцы, -- только повод для того, чтобы затянуть переговоры до бесконечности, -- говорит высокопоставленный российский чиновник. - И главное, что такое впечатление сложилось у Путина. Это, конечно, не сильно помогало нашим переговорщикам, но в Вашингтоне, по-моему, поняли позицию нашего политического руководства: если так и дальше пойдет, то мы переживем».
Апогея эта тактика достигла в начале сентября, когда помощник президента России Игорь Шувалов заявил прессе: «Я так понимаю, что мы подошли, скорее всего, к крайней точке, к определению крайних позиций, и мы не можем дальше уступать ни по каким направлениям». Г-н Шувалов предположительно сказал тогда, что правительство может даже пойти на то, чтобы начать переговоры с США заново, с чистого листа.
Примечательно, что если оценивать ситуацию последних месяцев с точки зрения политической эффективности власти, то победа в любом случае была бы на стороне Москвы. Если бы соглашение так и не было достигнуто, то российские власти имели бы полное моральное право заявить: мы сделали все, что смогли, отстаивая интересы отечественной экономики, но для Америки наши условия неприемлемы, а их условия неприемлемы для нас. Зато администрацию Буша в США наверняка строго спросили бы и демократы из оппозиции, и дружественные олигархи, чем же Белый Дом занимался столько лет, что не смог добиться результата.
Среди тех, кто мог бы «спросить», -- и руководители крупнейших американских корпораций, которые 24 октября отправили Бушу и Путину коллективное послание с просьбой подписать наконец соглашение. Среди подписантов были, например, главы Shell, Chevron, Ford и Boeing. Узнав о том, что цель достигнута, президент Chevron Neftegas Inc. Иен Макдональд сделал специальное заявление: «От имени корпорации Chevron хочу искренне поздравить РФ и США с успешным согласованием условий присоединения России к ВТО. Как вы знаете, для реализации этих планов Chevron вел активную работу с правительством США. Основные наши усилия будут направлены теперь на то, чтобы добиться скорейшего одобрения конгрессом США режима нормальных торговых отношений с РФ. Chevron надеется на многолетнее и плодотворное сотрудничество с российскими компаниями».
Кстати, окончание переговоров даст еще один непринципиальный, но очень приятный плюс. Теперь Вашингтон будет вынужден отменить пресловутую поправку Джексона--Веника. «Любой стране, являющейся членом ВТО, США должны предоставлять режим «постоянных нормальных торговых отношений», а для этого поправку необходимо отменить», -- заявил Интерфаксу глава представительства Американской торговой палаты в России Эндрю Соммерс. «Если этого не произойдет, Россия не перестанет быть членом Всемирной торговой организации, а вот США нарушат правила ВТО», -- сказал он. В любом случае обещанные главой Chevron «усилия» по работе с конгрессом теперь очень пригодятся.
Строго говоря, достижение договоренностей с Америкой -- очень важное, но не единственное условие присоединения к ВТО. Россия еще не завершила переговоры с Молдовой, Грузией и Шри-Ланкой. Правда, отсутствие договоренностей с этими странами Москва серьезной проблемой не считает. Ни с Грузией, ни с Молдовой переговоры не ведутся вообще. Следует напомнить, что Грузия дала свое согласие на присоединение России еще в 2004 году. Но этой осенью, после начала Россией транспортной блокады, Грузия отозвала свою подпись, припомнив Москве запрет на ввоз грузинских вин и "Боржоми". Молдова, хотя и не давала формально своего согласия, никаких требований ранее не предъявляла, и российские переговорщики полагали, что она просто поставит свою подпись под документом. Однако запрет на ввоз в Россию молдавского вина заставил эту страну пересмотреть свое отношение к проблеме и заявить о своем несогласии с присоединением России к ВТО. Впрочем, у Москвы на этот счет другое мнение. «Мы являемся частью зоны свободной торговли, у нас нет тарифов во взаимной торговле (с Грузией и Молдовой. -- Ред.), поэтому те проблемы, которые у нас с ними есть, касаются только системных вопросов, которые мы будем обсуждать в рамках переговоров в Женеве по докладу рабочей группы», -- заявил г-н Медведков.
Со Шри-Ланкой осталось разрешить лишь вопрос по условиям импорта цейлонского чая, после чего путь в ВТО будет открыт. Но до вступления необходимо еще завершить многосторонние переговоры, на что, по оценкам министра, нам понадобится еще полгода. «Переговоры идут со всеми партнерами по ВТО, и здесь России предстоит еще порядка десяти сложных вопросов», -- отметил Герман Греф. Таким образом, к лету 2007 года перед Россией должны наконец открыться заветные двери.
Иван ГОРДЕЕВ, Андрей ДЕНИСОВ