|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мятежный Майндрик
Отставной лейтенант готовил военный переворот
В Омском областном суде начался беспрецедентный процесс по делу о подготовке вооруженного восстания с целью свержения власти. Восстание готовил 37-летний безработный, старший лейтенант запаса Андрей Майндрик.
Недовольство властью Андрей Майндрик начал проявлять, когда его воинскую часть из группы советских войск в благополучной Чехословакии перевели в 1990 г. в небогатую Белоруссию. Его супруга, не выдержав бытовых неудобств, уехала к родителям в Омск. Он уволился и последовал за ней, где вскоре примкнул к леворадикальному «Союзу советских офицеров» Станислава Терехова. В Омске лейтенант работал начальником отдела в колонне №2, старшим инспектором дорожно-постовой службы и служил по контракту в бригаде железнодорожных войск. Там он познакомился с директором совхоза из Муромцевского района области, что в 500 километрах севернее Омска. С территории совхоза лейтенант Майндрик и собирался начать освободительный поход на Москву.
Директор совхоза выделил ему землю в заброшенной деревне. Там Майндрик и его соратники соорудили казарму, два блиндажа, вырыли окопы. В случае провала восстания отряд Майндрика должен был укрыться в тайге, залечивать раны и готовиться к новым походам. Тем временем омский филиал союза офицеров не прошел перерегистрацию, и поэтому Майндрик основал некий «Народно-патриотический фронт», напечатав 10 тысяч листовок с призывами свергнуть власть.
В 1998 г. Майндрик на совхозном автобусе повез в областной центр 15 бойцов, неработающих мужиков из деревни, предварительно выдав им по десять рублей командировочных. Цель поездки своим соратникам он раскрыл лишь на даче в одном из садоводческих товариществ под Омском. По плану революционеры должны были напасть на воинскую часть, в которой по контракту работал сам Майндрик, и захватить бронетранспортер и оружие. Потом на этом БТР мятежники собирались отправиться в родное Муромцево, где и взять власть. Была и задача-максимум: взять власть в Омске. Реализовать план не удалось -- в последний момент бойцы на восстание не решились. А руководство района, заинтригованное странными военными сборами, сообщило об этом в милицию.
Ходом подготовки восстания заинтересовались спецслужбы. В руки чекистов попали листовки, где прямо призывалось убивать высокопоставленных представителей власти. Майндрика вызвали в местное управление ФСБ. Он ударился в бега, и его объявили в федеральный розыск. Поймали через два месяца в Москве.
Столичная судебно-медицинская экспертиза признала его подсудным, хотя и ограниченно вменяемым. Диагноз -- психопатия на почве внешних обстоятельств. А именно: из-за отсутствия работы и плохого материального положения повышенно эмоционален, склонен к аффектации. Майндрика этапировали в Омск, где продержали в следственном изоляторе около года. Все его допрошенные бойцы признались: они готовили военный переворот -- «власть типа хунты». Сам главный заговорщик тоже отпираться не стал и написал покаянное письмо директору ФСБ.
Майндрику инкриминируются две статьи Уголовного кодекса: публичные призывы к насильственному свержению власти и подготовка к действиям по насильственному изменению конституционного строя. По последней статье его можно осудить на 12--20 лет лагерей. В последний момент идейный вдохновитель Станислав Терехов заявил чекистам, что никакого Майндрика не знает. Майндрик остался один на один со следователями.
Борис КУРКИН, Омск