|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В стиле великого Таля
На московском турнире соперники играют без компромиссов
На Мемориале Таля сыграны очередные два тура. И первое, что нужно отметить, -- боевой творческий настрой участников, над которыми словно витает тень легендарного чемпиона мира. При естественном для столь сильного состава соотношении между результативными поединками и мирными соглашениями -- два к одному, каждая из ничьих становится следствием напряженной борьбы.
Четвертый и пятый туры по результативности стали зеркальным отображением первых двух игровых дней, причем победы оказались в активе фаворитов, что в итоге уплотнило лидирующую группу. В партии Мамедьяров -- Пономарев украинец построил крепость и стоял насмерть 80 ходов. В третий раз не сумел реализовать свои белые Свидлер. Здесь он предсказуем только первым ходом e2--e4, что облегчает подготовку, и на турнире все соглашаются на «испанскую пытку», в которой Петр не слишком жесток. Устоял и юный Карлсен, заготовив дома в славянской защите тонкий размен ферзей.
Леко сумел пробить непробиваемого Бориса Гельфанда. Нюансом небольшого перевеса белых была возможность подвести короля к центру, что было затруднительно для черных. Этого оказалось достаточно для победы. Восстановил свои позиции и обладатель последнего Кубка мира Аронян. На вопрос, почему в победной партии играл так быстро, Левон отшутился: «Чем дольше думаешь, тем хуже играешь». Но если говорить серьезно, то его задачу облегчил Алексей Широв, который пошел по пути своей партии с Леко из предыдущего тура. Левон использовал идею защиты своего предшественника ходом раньше, и на что рассчитывал Алексей, осталось неясным. Конечно, имея за пожертвованное качество две пешки и пару слонов, он не рисковал проиграть, но неожиданно разменял одного из них, ограничив второго слона ролью стража пешки, после чего черная ладья cовершила свое «черное» дело.
После неудачного старта двух других российских гроссмейстеров партия Морозевич -- Грищук ожидалась с интересом. Подогрел его и избранный вариант сицилианской защиты, в котором соперники следовали недавней партии Ананд -- Топалов (София, 2006). Как однажды образно выразился Грищук, «наличие домашних заготовок очень похоже на обладание ядерным оружием -- использовать его все равно не удается. Главное, чтобы противники знали, что оно есть!» Оружие Морозевича сработало первым: сэкономив на 15-м ходу на собственной рокировке, он задержал неприятельского короля в центре и получил решающий стратегический перевес. Попытка откупиться качеством Грищуку не помогла, и Морозевич одержал первую победу.
В пятом туре все партии закончились вничью. В поединке лидеров Пономарев -- Свидлер чуда не ждали, после затяжной борьбы «в партере» в предыдущем туре Руслан не стремился поставить перед питерцем особых проблем в его фирменной защите Грюнфельда -- сказывалась усталость. После фиаско в предыдущем туре не рисковали белые и в партиях Широв -- Карлсен и Гельфанд -- Морозевич, ограничившись затяжной позиционной борьбой. И лишь Грищук решился на теоретическую дуэль с Мамедьяровым, пойдя на жертву фигуры в испанской партии по пути его партии из первого тура с Шировым. Комментируя новую идею Александра, Мамедьяров по-прежнему был непреклонен: «Все варианты ведут к ничьей». Но настоящей жемчужиной стали комментарии Петера Леко, на русском языке демонстрировавшего свою партию с Ароняном, в которой черными пошел на острый вариант новоиндийской защиты, отразил атаку и перехватил инициативу. Показывая зрителям пути к победе, Леко буквально сыпал вариантами, но каждый раз осмотрительно выбирал более надежный ход. «Я боялся пропустить «одноходовчик», -- оправдывался Петер, -- надо было закрыть глаза и броситься в атаку». Видя такое обилие тактики в активе такого якобы сухого позиционного шахматиста, понимаешь, что лишь этот риск пропустить «одноходовчик» и отделяет Леко от чемпионов мира.
========================================================
После 5-го тура: Пономарев -- 3,5 очка; Аронян, Свидлер, Леко -- по 3, Мамедьяров, Гельфанд -- по 2,5, Широв, Морозевич, Карлсен -- по 2, Грищук -- 1,5.
Олег СТЕЦКО