|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ничего личного
Путин и Лукашенко провели в Кремле один на один почти полдня
Продолжительности этой встречи в кремлевских апартаментах может позавидовать любой из гостей Владимира Путина. В пятницу, 10 ноября, в Представительском кабинете г-н Путин более четырех часов беседовал с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Лишь изредка к ним заходили по вызову советники и помощники, чтобы дать экспертную оценку по тому или иному вопросу, что обсуждали главы государств.
В соседнем зале можно было заметить директора Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрея Бельяминова, помощника президента по международным энергетическим вопросам Игоря Юсуфова, помощника по международным вопросам Сергея Приходько. Были там и их белорусские коллеги. Судя по всему этому, президенты обсуждали проблемы, давно существующие в двусторонних отношениях.
Москву тревожат объемы беспошлинных поставок российской нефти в Белоруссию, существенно превышающие внутренние потребности соседней страны. Излишки этой нефти перерабатываются на белорусских НПЗ, а полученные нефтепродукты продаются в третьи страны так, что таможенные пошлины идут только в белорусский бюджет. Российская же казна ничего от этого не получает.
По-прежнему далеки от разрешения и проблемы, связанные с переходом на коммерческую основу взаимоотношений Москвы и Минска в газовой сфере. «Газпром» не намерен отказываться от решения поднять с января 2007 года цену на поставляемый в Белоруссию газ более чем в четыре раза, с 46,68 до 200 долл. за тысячу кубометров. Возможность же снижения этой цены за счет создания совместного газотранспортного предприятия на основе «Газпрома» и «Белтрансгаза» реализовать не удается. В Минске и Москве вот уже который год не могут сойтись в цене «Белтрансгаза», оценки покупателя и продавца разнятся чуть ли не на порядок. До нового года осталось чуть больше месяца, и вероятность еще одного серьезного газового обострения кажется весьма высокой. Напомним, что первое произошло в феврале 2004 года, когда «Газпром» в ответ на несанкционированный отбор газа, произведенный Минском, перекрыл вентиль на своей экспортной трубе, идущей через Белоруссию в Европу.
Не удается сторонам договориться и по сахарной проблеме. Минск не слишком честно пользуется таможенными льготами, предоставленными российским соседом для поставки сахара, изготовленного из сахарной свеклы. Под видом свекловичного Белоруссия поставляет сахар, изготовленный из закупаемого за рубежом сахарного тростника, на который таможенные льготы не распространяются. О результатах экспертиз белорусского сахара на предмет его происхождения, по сведениям «Времени новостей», и предоставлял справки президентам глава ФТС г-н Бельяминов.
В начале беседы с Владимиром Путиным, еще в присутствии прессы, г-н Лукашенко изрядно нервничал. Окончание протокольной части его вступительной речи было настолько невнятным, если не сказать бессвязным, что даже многоопытные журналисты информагентств не смогли вычленить из слов белорусского президента что-либо достойное ленты новостей. А говорил Александр Лукашенко о каких-то проблемах, очень «важных», по его мнению, для «субъектов федерации». «Мы должны их решить», -- убеждал хозяина Кремля белорусский президент. Это было сказано так, что казалось, будто проблемы этих «субъектов» -- надо думать, Российской Федерации -- заботили гостя больше, чем хозяина встречи.
Возможно, такая озабоченность была навеяна свиданием г-на Лукашенко с губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым, которого он принимал в Минске накануне прибытия в Москву. Уже тогда белорусский лидер заявил, что готовится к встрече «основательно... чтобы представить коллеге, что сделано, а что не сделано».
Что касается российского президента, то он готовился к встрече с партнером по союзному государству, очевидно, не менее серьезно. Несколько месяцев тому назад во время ночной встречи с журналистами в Шанхае Владимир Путин рассказал корреспонденту «Времени новостей», как он это делает. Путину был задан вопрос, не трудно ли будет чисто психологически начинать разговор с Александром Лукашенко (через несколько дней Путину предстояла поездка в Минск) после прозвучавших с его стороны чуть ли не личных выпадов в адрес российского президента. «Человек на моем месте, -- ответил г-н Путин, -- не имеет права руководствоваться эмоциями, передо мной стоит цель, которую необходимо достичь, и про обиды здесь надо забыть».
Продвинулся ли на этот раз российский президент к достижению свой цели, осталось неизвестно. Косвенно об этом можно будет судить по тому уровню эмоций, которым будут отличаться ближайшие выступления г-на Лукашенко на тему «процессов, происходящих в союзном государстве», как он выразился на днях в беседе с губернатором Ставрополья.
Аркадий ДУБНОВ