|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ОПЕК отдыхает
Россия отвергла ультиматум нефтяного картеля
Российское правительство отказалось принять ультиматум, предъявленный ей позавчера Организацией стран -- экспортеров нефти (ОПЕК). Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Катар, Венесуэла и еще ряд стран потребовали от России сократить с 1 января добычу и экспорт нефти на 6--7% (10--20 млн т в год). В случае отказа ОПЕК пообещала обрушить цены на нефть, объявив нам тем самым ценовую войну. Россия, чей бюджет на 40% формируется за счет доходов нефтегазовой отрасли, не испугалась.
«На большое сокращение добычи мы не пойдем, а маленькое сокращение уже сделали», -- в необычной для себя жесткой форме заявил вчера в Мадриде премьер-министр России Михаил Касьянов. По его словам, правительство уже смоделировало возможный сценарий развития событий при падении цен на нефть.
Пессимистический сценарий наполнения российского бюджета-2002, говорил премьер в конце прошлой недели, рассчитан исходя из цены 15 долларов за баррель Urals (российский сорт нефти традиционно дешевле маркерного сорта Brent на 1,5--2 доллара). Глава Внешэкономбанка Андрей Костин вчера напомнил российским кредиторам, что снижение нефтяных цен коснется и их. Если ситуация будет ухудшаться, заявил он, «можно ставить вопрос об облегчении долгового бремени, в том числе и о списании части долга».
Ранее, 12 ноября, шесть нефтяных компаний страны заявили, что готовы по просьбе ОПЕК снизить добычу нефти на 30 тыс. баррелей в сутки (1,5 млн т в год), но организация сочла эту цифру смехотворной. «Увеличение размера сокращений для нас абсолютно неприемлемо, особенно с учетом наступающей зимы», -- сказал вчера журналистам Михаил Ходорковский, глава одной из трех крупнейших нефтяных компаний России -- ЮКОСа.
«Мы не входим в ОПЕК, и в своей политике на рынке нефти опираемся на два принципа, -- пояснил Михаил Касьянов позицию России журналистам. -- Во-первых, цена на нефть должна быть справедливой не только для поставщиков, но и для потребителей. Во-вторых, Россия должна выполнять обязательства по стабильным поставкам энергоносителей в страны Евросоюза.
Уверенную позицию Касьянова в отношении ОПЕК наблюдатели объясняют его успешными переговорами с испанским коллегой Хосе Марией Аснаром, который с 1 января на полгода займет пост председателя Евросоюза. «Не бывает стабильности только на рынке нефти, мы не можем так узко смотреть на вещи», -- подчеркнул г-н Касьянов.
Правительство считает справедливой цену в коридоре 20--25 долл. за баррель. «Этот уровень мы обсуждали со многими руководителями Европы, и они с ним согласны», -- сказал премьер-министр. Он не пояснил, каким образом Европа и Россия будут поддерживать цены выше 20 долларов.
В среду цена нефти Brent на бирже IPE в Лондоне упала до самого низкого за последние два с половиной года уровня, приближаясь к 17 долл. за баррель. Это падение стало прямым следствием противостояния России и ОПЕК.
«Если ОПЕК, Россия, Евросоюз и США сумеют сейчас провести успешные переговоры по стабилизации нефтяного рынка, на два-три месяца цена установится в пределах 17--18 долл. за баррель, в случае же продолжения конфронтации мы ожидаем около 12 долларов за баррель в течение 6--18 месяцев», -- говорит Михаил Ходорковский.
На мировых рынках нефти предложение сейчас значительно превышает спрос, поэтому ОПЕК пытается убрать лишнюю нефть с рынка, чтобы вернуть цены в ранее установленный коридор -- 22--28 долл. за баррель. За этот год десять стран ОПЕК уже сократили добычу на 3,5 млн баррелей в сутки (175 млн т в год) и готовы сократить еще на 1,5 млн баррелей, если одновременно независимые экспортеры -- Россия, Норвегия, Мексика и Оман -- вместе уменьшат производство «черного золота» на 0,5 млн баррелей.
Ультиматум, объявленный в среду, уже приняли Мексика, обещавшая сокращение на 100 тыс. баррелей, и Оман (40--50 тыс.). Россия с Норвегией пока упорствуют. Обе стороны подсчитывают финансовые возможности, как свои, так и противников.
«В Саудовской Аравии нефть добывать дешевле, но там привыкли к более высокому, чем в России, уровню жизни, и этот уровень могут обеспечить только высокие цены на нефть. Если цены будут сохраняться низкими длительное время, в странах ОПЕК начнутся политические волнения, -- говорит г-н Ходорковский. -- Я не думаю, что позиция России хуже, чем у арабов».
По мнению Ходорковского, Россия, как и Норвегия, категорически не может последовать примеру ОПЕК, которая с легкостью сокращает или увеличивает добычу нефти. «У нас есть северная специфика, холод, морозы, и южные страны ОПЕК должны это учитывать», -- говорит глава ЮКОСа. По его мнению, северные страны могут корректировать свое производство только в среднесрочной перспективе.
«Россия должна ограничиться обнародованием своей стратегии поведения на нефтяном рынке на ближайшие 3--5 лет, чтобы остальные могли скорректировать планы», -- говорил вчера глава нефтяной компании. «Нужна не борьба за цены на нефть, а понимание нашей политики потребителями и производителями сырья», -- как будто вторил г-ну Ходорковскому в Мадриде Михаил Касьянов.
Стратегия в представлении частной нефтяной компании выглядит соблазнительно. Россия должна вернуть себе долю рынка, принадлежавшую СССР. «В среднесрочной перспективе добыча должна вырасти с нынешних 7 млн баррелей в сутки до 9 млн баррелей, из которых 6--7 млн будут поступать на экспорт в виде нефти и нефтепродуктов. Достигнув этого уровня, мы остановимся», -- сказал Ходорковский.
Он был вчера единственным нефтяным генералом, который счел необходимым изложить взгляды российских компаний на конфликт с ОПЕК. Он прочитал журналистам и аналитикам инвестиционных банков часовую лекцию, объясняющую причины отказа России от предложений сотрудничества с нефтяным картелем.
«Картель пожадничал, -- говорит глава ЮКОСа. -- В конце 1998 года ОПЕК и Международное энергетическое агентство определили справедливый коридор цен на нефть -- 18--21 доллара за баррель, но картель установил повышенную планку 22--28 долларов, в результате стала выгодной добыча нефти в самых разных регионах и появился ее избыток».
Эту ситуацию может исправить только совместное решение потребителей и поставщиков нефти плавно снизить цену до 18 долларов. «Если картель будет продолжать поддержку цены в 25 долларов, то через год у нас точно будет резкое падение до 8 долларов. Лучше сделать мягкую посадку и постепенно снизить цену, тем самым сделав нерентабельной добычу на многих месторождениях и автоматически уменьшив производство», -- говорит Ходорковский.
По его мнению, Евросоюз и США должны применить к странам -- экспортерам нефти механизмы антидемпинговой и антимонопольной защиты, чтобы сохранить цены в пределах коридора «справедливой цены». «Новый механизм, заменяющий рычаги ОПЕК, нужно создать сейчас, в момент кризиса», -- считает президент ЮКОСа.
Он старался избегать конкретных комментариев конфликта России с ОПЕК, однако заверил, что правительство обязательно предоставит компаниям дополнительные квоты на экспорт нефти в IV квартале. «Иначе начнутся аварии на промыслах», -- пообещал он.
«Если все же правительство прикажет нам сокращать добычу, мы подчинимся, но этот неразумный шаг приведет к увольнению десятков тысяч рабочих, невосполнимой потере запасов нефти, вытеснению России с традиционных рынков Казахстаном и Азербайджаном», -- заявил Михаил Ходорковский. Он пообещал приложить все силы, чтобы убедить правительство принять разумное решение. Похоже, это будет несложно.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Вера КУЗНЕЦОВА, Мадрид--Москва