|
|
N°208, 13 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспорт власти
Случившееся на днях внесение президентом России в Госдуму проекта договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан -- вроде бы сугубо формальный шаг. В договоре нет слова «суверенитет», а во внешней лояльности Кремлю одного из старожилов российской региональной политической элиты Минтимера Шаймиева сомневаться не приходится. И все же эта формальная процедура на исходе легитимного путинского правления символична. Вдоволь наиздевавшись над отнюдь не глупой ельцинской формулой отношений центра с регионами «берите суверенитета, сколько сможете», Россия неизбежно вернется к принципу дележа власти с региональными элитами, поскольку иначе эффективно управлять такой страной нереально.
Концентрация финансовых ресурсов и политических полномочий в центре лишила региональное начальство не только власти, но и ответственности. Межбюджетные отношения центра и регионов в последние годы менялись только в одном направлении: у регионов отнимали доходные статьи, при этом не уменьшая, но даже увеличивая их финансовые обязательства перед населением. Параллельно региональную власть сделали независимой -- в худшем смысле слова -- от этого самого населения. Глав регионов теперь выбирает президент, а не народ. И сменить плохо работающего регионального лидера народ на выборах больше не может.
Но, забрав себе всю политическую и финансовую власть, Кремль автоматически импортировал и всю полноту реальной ответственности за ситуацию в каждой точке необъятной страны. Неизменно высокий рейтинг президента, с чьим именем народ не связывает никаких плохих событий, зато связывает относительное повышение уровня жизни вследствие запредельных мировых цен на нефть, вводить в заблуждение не должен. У губернаторов, особенно после переназначения президентом, не осталось ни малейших резонов активно заниматься жизнью простых людей во вверенных им регионах. Можно снять губернатора, условно, Корякии за плохую подготовку к зиме. Но следить за тем, как завозят топливо в далекую Корякию, теперь приходится из-за кремлевской стены. И если не уследишь -- топлива не завезут.
В результате этой тотальной централизации власти у региональных элит осталась одна линия сопротивления: сырьевой комплекс тех республик, в которых есть сырьевые ресурсы. Чечня требует отбить свой нефтекомплекс у небезразличной Кремлю «Роснефти», Башкирия фактически обменяла его на (будем называть вещи своими именами) пожизненное президентство Муртазы Рахимова. Татарстану, похоже, удалось добиться самых лучших результатов: местная "нефтянка" под единоличный контроль центра, судя по тексту договора, не перейдет, а менять Минтимера Шаймиева Путин уже не решился. Тем регионам, у которых нет нефти и газа, остается лишь с большей или меньшей долей настойчивости просить у федерального центра казенных денег на социальные нужды.
Если сохранить нынешнюю систему власти надолго, это неизбежно вызовет всплеск напряженности в регионах. Если мэр или губернатор правит плохо, а сменить его демократическим путем у населения нет никакой возможности, оно рано или поздно начнет вымещать злобу на федеральных властях. Или на тех же инородцах, как было в Кондопоге, что тоже потребовало вмешательства центра.
Чтобы сохранить власть в гигантской федеративной многонациональной стране, эту власть неизбежно надо экспортировать на места. Если вы хотите сделать губернаторов наместниками и назначать их из центра, не доверяя людям выбирать на местах, все равно нужно наделять этих наместников реальными полномочиями. Управлять всем в России из Москвы невозможно физически.
Поэтому договор о распределении полномочий с Татарстаном, что бы ни было написано в этом документе и каким бы «вегетарианским» он ни казался, обозначает начало неизбежного процесса обратного перераспределения реальной власти между центром и регионами. Россия не становится прочнее оттого, что, по сути, бесконтрольные, безответственные и безвластные региональные элиты публично славят федерализм и личный гений верховного правителя. Скорее наоборот.
Семен Новопрудский