|
|
N°207, 10 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стаканом общим не измерить
Россияне считают, что от отравлений суррогатом спасут трезвость и самогоноварение
В разгар осеннего шквала сообщений об отравлении алкоголем фонд «Общественное мнение» попытался выяснить истинные масштабы этого явления, которое, если судить по сообщениям информационных агентств, сегодня добралось уже буквально до каждого мало-мальски населенного пункта страны. По словам старшего специалиста аналитического отдела ФОМ Петра Бавина, опрос не ставил задачу выявить тенденции алкоголизации населения страны, а носил скорее ситуативный характер. «Нам было интересно, как разные группы населения реагируют на проблему отравления алкоголем, -- пояснил он «Времени новостей». -- И проблема действительно оказалась сверхактуальной -- полстраны боится отравиться».
Из полутора тысяч опрошенных жителей 100 населенных пунктов 44 областей, краев и регионов страны 46% заявили, что боятся пасть жертвой некачественного алкоголя. Интересно, что в большинстве -- это молодежь (52%) и главным образом жители мегаполисов и крупных городов (53--54%). Москва, правда, стоит несколько особняком -- тут почти 60% респондентов заявили, что не боятся отравиться алкоголем. Возможно, потому, что жители столицы предпочитают более благородные напитки, нежели провинциалы. «Москва сильно отстает от остальных городов по части употребления водки и пива, а по вину их обгоняет», -- пояснил г-н Бавин. 41% опрошенных москвичей предпочитают вина, тогда как только 25% назвали предпочтительным напитком пиво, а 36% -- водку. В других крупных городах ситуация противоположная. В селах же лишь 22% употребляют вина, а водку и пиво, разделяющие первое место в рейтинге употребления горячительных напитков, дополняет самогон, которым балуются 10% опрошенных селян.
При этом социологи отмечают, что доходы и частота употребления алкоголя между собой хоть и взаимосвязаны (тех, кто во хмелю находится ежедневно, среди россиян с ежемесячными доходами выше 4 тыс. руб. вполовину меньше, нежели среди находящихся ниже черты бедности), но на тревоге населения за свое здоровье не сказываются. «Чуть меньше остальных опасаются те, кто предпочитает элитные напитки, такие, как коньяк, виски, ром, бренди», -- уточнил Петр Бавин. В целом же употребление хмельных напитков в связи с опасением отравления, по мнению социолога, сегодня «многим расслабиться не дает».
И более всего исследователей общественного мнения в паникерстве россиян убедило то, что на не предлагавший вариантов ответа открытый вопрос: «По вашему мнению, что нужно делать, как можно избежать риска отравиться некачественным спиртным?» -- ответили четко сформулированными предложениями 90% опрошенных. Такие всплески активности респондентов, по опыту социологов, бывают крайне редко.
Большинство (70%) опрошенных, по словам специалиста ФОМ, предполагают, что проблему отравления суррогатами алкоголя каждый должен решать сам. В частности, предлагалось бросить пить или пить меньше (28% суждений). Второй по популярности ответ (22%) в этой категории граждан -- «покупать спиртное только в надежных местах». Доверием у покупателей спиртного пользуются, судя по ответам, фирменные и лицензированные магазины, супермаркеты и хорошо знакомые люди, а вот алкоголь "из-под полы" вызывает подозрение. Для 7% респондентов цена спиртного -- залог его качества, а для 4% опрошенных самым надежным средством обеспечения безопасности является изготовление домашних напитков, включая и самогоноварение.
Однако социологи считают показательным и то, что 20% опрошенных хотели бы переложить ответственность за риск своего алкогольного отравления на государство. И предлагают властям такие меры, как государственный контроль (11%), госмонополию на алкоголь (4%), усиление борьбы с нелегальным производством спиртного (3%) и даже введение сухого закона (1%).
В ФОМ отмечают, что сегодня в обществе высок «уровень осторожности», а россияне представляют собой «хорошо информированных оптимистов». Причем социологи не исключают того, что эта информированность стала следствием кампании в СМИ. «Мы не спрашивали респондентов об их собственном опыте, -- пояснил Петр Бавин, -- однако россияне охотно делились своим социальным опытом, известными им фактами отравлений. Конечно, за такими настроениями виден и информационный шлейф, народ новости смотрит».
Примечательно, впрочем, что наши соотечественники пока пить от этого меньше не стали. По сравнению с 2002 и 2004 годами, когда ФОМ делал подобные социологические срезы, колебания незначительны, спад или рост употребления алкоголя в таких случаях, как правило, зависит не от тенденций в стране, а от ситуации, в которой находится выпивающий. В целом портрет среднестатистического россиянина в отражении бутылки с алкоголем не изменился. Каждый день пьет почти 3 млн взрослого населения страны. Это люди, предпочитающие водку и пиво, жители, как правило, больших городов и отчасти доверяющие Владимиру Путину.
Юлия ХОМЧЕНКО