|
|
N°207, 10 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Узбекская оппозиция «в законе»
Ислам Каримов ищет примирения с ЕС
Вчера из Ташкента пришла новость, заставившая едва ли не все мировые информагентства заговорить о решимости руководства Узбекистана начать демократизацию своей страны. Это можно считать сенсацией, если учесть, что Узбекистан по оценкам подавляющего большинства авторитетных международных институтов входит в число самых репрессивных режимов мира.
СМИ взволновало сообщение о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов внес в парламент проект закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», а также проект закона о поправках в отдельные статьи конституции. При ближайшем ознакомлении с законопроектом «Об усилении» становится понятно, что самое необычное в нем связано с введением в законотворческий оборот Узбекистана понятия «оппозиционности». До сих пор оно не подлежало какой-либо легитимации в узбекских условиях -- если не считать того, что после парламентских выборов в декабре 2004 года ряд партийных фракций в парламенте заявил о своей оппозиционности курсу правительства. Особенности официального узбекского партстроительства проявились тогда в том, что оппозиционной объявила себя старейшая партия независимого Узбекистана -- Народно-демократическая (НДПУ). Она была создана в 1991 году на базе компартии, а бывший первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ислам Каримов вышел из нее в 1996 году.
Теперь же «партия Каримова» может стать оппозицией «в законе». В законопроекте говорится: «Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от инициативных групп избирателей, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными». Далее оговариваются права парламентской оппозиции, среди которых внесение альтернативных законопроектов, занесение в протокол пленарного заседания особого мнения, участие представителей оппозиции в согласительной комиссии.
Этими законотворческими новациями исчерпываются инициативы президента по «дальнейшей демократизации» страны, которые, по мнению экспертов, являются составной частью задуманной Исламом Каримовым в 2002 году программы политической модернизации Узбекистана. Президентские инициативы были озвучены в тот день, когда в Брюсселе начал работу Совет по сотрудничеству ЕС--Узбекистан, на котором обе стороны ищут пути к возобновлению взаимодействия. Оно было практически прервано в результате введения европейцами санкций в отношении Ташкента после кровопролития в Андижане в мае 2005 года. Президент Каримов преисполнен решимости продемонстрировать Европе готовность к компромиссу по идейным вопросам.
Аркадий ДУБНОВ