Время новостей
     N°207, 10 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.11.2006
Трибуналом пахнет
Россия за осуждение убийц Харири, но без лишней спешки
Теракты, в том числе убийства известных политиков, еще никогда не были предметом разбирательства международных судов. Создание первого такого уникального трибунала продвигается с трудом и при острых спорах. Россия в этом процессе играет не афишируемую, но далеко не второстепенную роль. Особая позиция Москвы уже вызвала сомнения насчет того, а будет ли вообще создан такой трибунал.

По данным «Времени новостей», Россия нисколько не против трибунала, а только ратует за юридическую чистоту учредительных документов. Добиться этого можно путем тщательной выверки всех нюансов. Короче, трибунал создан будет, но чем позже - тем чище, то есть лучше.

Речь идет о международном трибунале над лицами, обвиняемыми в убийстве 60-летнего политика и бизнесмена Рафика Харири. Кортеж этого бывшего премьера Ливана был взорван в центре Бейрута 14 февраля 2005 года. С ним погибли еще 22 человека. Подозрения пали на тогдашних руководителей ливанских спецслужб, ныне арестованных и известных своей зависимостью от коллег из Сирии. Харири выступал за уменьшение влияния Сирии на экономику и политику Ливана.

Расследование признанного терактом убийства Харири ведет специальная международная комиссия. Сейчас ее возглавляет бельгийский следователь Серж Браммерц. Его материалы и лягут в основу работы трибунала. Параллельно команда Браммерца вместе с ливанцами расследует 14 других убийств и покушений. По странному совпадению, их жертвами становились политики и журналисты, добивавшиеся ограничения сирийского влияния.

Для создания трибунала ливанское правительство должно подписать соглашение с ООН. Еще надо разработать статут (устав) суда, учитывая при этом, что этот трибунал может стать прецедентом для других похожих дел, не только в Ливане. По информации нашей газеты, правительство Ливана во главе с Фуадом ас-Синьорой рассчитывало получить проекты соглашения и устава еще в октябре. Но среди постоянных членов Совета Безопасности ООН, а эта организация курирует создание трибунала, возникли споры. Россия взяла паузу на изучение проекта, составленного при активном участии юристов Франции (кстати, президент Жак Ширак был дружен с Рафиком Харири), и предложила поправки.

В эти дни в Совбезе ООН в Нью-Йорке снова обсуждают эти документы, и французы добиваются, чтобы работа завершилась скорее. В Москве же считают, что спешка в таком важном деле неуместна.

Каковы будут последствия работы трибунала для ситуации в неспокойном Ливане и в соседней Сирии? Каковы будут полномочия суда? Кто будет его финансировать? Кто будет назначать судей? Ведь одно дело -- самолично генсек ООН, другое -- члены Совбеза, включая имеющую право вето Россию. Сколько будет работать трибунал? Так же долго, как трибунал по бывшей Югославии, учрежденный в 1993 году на срок до 2010 года, или, к примеру, только три года максимум?

Ограничится ли суд только разбирательством обстоятельств убийства Харири или вопреки предпочтениям Москвы его мандат будет расширен до рассмотрения других терактов в Ливане, начиная с попытки покушения на одного из политиков в октябре 2004 года? И наконец, будут ли в качестве доказательства чьей-то вины признаны всего лишь свидетельские показания других обвиняемых, без наличия иных доказательств?

Тщательность россиян вызвала у наших партнеров по консультациям некоторые сомнения. Ссылаясь на свои источники в Совбезе ООН, арабская газета «Аль-Хайат» на днях написала, что французский президент Жак Ширак раздражен проволочками в Москве. Газета пишет, что работающий над поправками МИД России "на самом деле защищает Дамаск", с которым Москва развивает экономическое и военно-техническое сотрудничество. Издание утверждает, что Жак Ширак даже звонил Владимиру Путину и жаловался. В Кремле якобы обещали, что работа будет ускорена.

Однако промедление может оказаться роковым -- за это время в Ливане активизировались просирийски настроенные политические силы. Если они придут к власти, то соглашение с ООН подписано не будет и трибунал создадут не скоро.

Елена СУПОНИНА