Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл вчера в Москву проездом домой из Брюсселя. Владимиру Путину, ожидавшему коллегу в Кремле, это обстоятельство показалось самым важным из того, о чем можно было бы поговорить с гостем, во всяком случае при прессе. Путин поздравил г-на Алиева с успешной поездкой в бельгийскую столицу, где «были достигнуты важные договоренности с точки зрения участия Азербайджана в общеевропейских усилиях в сфере энергетики».
Такая сложно выстроенная фраза, произнесенная Путиным в живом разговоре, заставляла предположить, что он хотел бы избежать употребления формулировок, которые могли бы выглядеть неподобающе негостеприимно. Дело в том, что Евросоюз рассматривает Азербайджан в качестве потенциальной альтернативы России в области поставок энергоресурсов и стремится к более тесному сотрудничеству с Баку. Из Брюсселя Ильхам Алиев увез подписанное с ЕС соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере.
Кроме того, как стало известно «Времени новостей» из дипломатических источников в ЕС, близких к переговорам с президентом Азербайджана, г-н Алиев просил руководство Евросоюза оказать давление на Украину в важном для Баку вопросе. Азербайджан крайне заинтересован в прокачке своей нефти по нефтепроводу Одесса--Броды для доставки ее минуя российскую территорию на европейский рынок. Однако после назначения премьер-министром Украины Виктора Януковича Киев потерял интерес к сотрудничеству с Баку в этом вопросе, и это крайне беспокоит азербайджанского президента.
Вряд ли Владимир Путин мог не знать, чем и кем был недоволен Ильхам Алиев, возвращаясь из Брюсселя домой. Возможно, поэтому Путин был предельно политкорректен, заметив Алиеву, что достигнутые им договоренности «очень радуют, так как и у нас происходит постоянный диалог по этому вопросу с ЕС». «Скоро у нас очередная встреча в Финляндии (24 ноября в Хельсинки состоится саммит Россия--ЕС. --
Ред.) -- сказал Путин. -- Мне будет любопытно услышать, как шел ваш диалог с европейскими партнерами».
Прессе не дано было узнать, что рассказал в ответ азербайджанский гость. Вместо этого ей довелось услышать, как быстро растет товарооборот между двумя странами, превысивший уже 1 млрд долл. И что «в ближайшие два-три года», как считает Путин, «мы его удвоим». В приветственных словах Ильхама Алиева особенно запомнились фразы о «высокой степени эффективности отношений» Москвы и Баку, их «динамизме» и «позитивизме», а еще о «добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, способствующих стабилизации региона (Кавказа. --
Ред.) в целом». Все это выглядело достаточно интересно на фоне рассуждений известных азербайджанских военных экспертов о том, что «если бы не помощь Армении со стороны России, армия Азербайджана за неделю бы освободила оккупированные армянами территории».
Надо сказать, что в Баку в эти дни у многих политиков заметно испортилось настроение. Причиной тому победа демократической партии на промежуточных выборах в конгресс США, что приведет к тому, что спикером палаты представителей станет лидер демократов в конгрессе, известный представитель армянского лобби в США Нэнси Пелози.
Что же касается переговоров г-на Алиева в Брюсселе, то, по информации источников в бельгийской столице, ему там тоже испортили настроение во время официального ужина, данного руководством ЕС в честь высокого гостя. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и ряд депутатов Европарламента подняли перед г-ном Алиевым вопрос о многочисленных нарушениях прав человека в Азербайджане, о неприемлемости нахождения в тюрьмах политзаключенных, о преследовании журналистов. Как раз вчера в Баку, протестуя против преследования властей, начали голодовку несколько редакторов оппозиционных СМИ.
Отдельный вопрос, заданный Ильхаму Алиеву г-ном Баррозу, касался судьбы бывшего министра экономического развития Фархада Алиева, обвиняемого в попытке государственного переворота
(см. Номер 197 за 26 октября ). Озабоченность европейцев, впрочем, как и представителей политической элиты США, связана с тем, что экс-министр тяжело болен, но власти отказывают ему в лечении, не допускают к нему адвокатов и наблюдателей ОБСЕ. Азербайджанский президент был вынужден оправдываться перед топ-чиновником ЕС -- мол, все у нас по закону. И тем не менее обещал разобраться в этом вопросе, выяснив у своих юристов, как можно помочь политическому заключенному. Очевидно, что этими проблемами Ильхам Алиев вряд ли стал делиться в Кремле с Владимиром Путиным. Но, возможно, г-ну Алиеву был бы интересен российский опыт: ведь европейцы с недавнего времени почти перестали нервировать Москву своими упреками касательно гуманитарной области. Но стал ли делиться своими советами с коллегой российский президент, прессе также осталось неизвестно.