|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Карагеоргиевич: Голос сербов должен быть услышан
Александр КАРАГЕОРГИЕВИЧ, сын последнего короля Югославии Петра II, после свержения режима Милошевича вернулся в Белград и даже получил часть отобранной у семьи собственности. Он готов внести вклад в решение проблем страны, в том числе и связанных с краем Косово. С наследником престола беседует корреспондент газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ.
-- Ваше Высочество, вы были в Косове?
-- Да, был два года назад. Положение сербов в крае ужасное. Моя супруга направила медицинскую помощь сербам, но мы хотим проявить заботу обо всех, невзирая на этническую принадлежность. Боюсь, что Косово пойдет по пути Боснии и Герцеговины, по пути раздела и споров. А это плохо для людей. Сербы обязательно должны зарегистрироваться и голосовать на выборах. Иначе мы останемся призраком, потеряем все. Мы должны продемонстрировать, что будущее края нам не безразлично и мы хотим быть его частью. Наш голос должен быть услышан.
-- Вы активно выступали против натовских бомбежек Югославии. А сейчас поддерживаете американский способ борьбы против терроризма?
-- То, что мы сегодня наблюдаем в Афганистане, -- чудовищная беда: под бомбами гибнет гражданское население, женщины и дети. Я категорически против этого. Думаю, что народ Афганистана не должен страдать из-за «Аль-Каиды» или Бен Ладена. Конечно, в бывшей Югославии мы тоже сталкиваемся с проявлениями терроризма. Но ведь такие террористические элементы, как Освободительная армия Косово, готовили западные спецслужбы. Аналогичные методы использовались в Афганистане с моджахедами. И там даже сегодня террористы -- бывшие американские агенты.
-- Вы хотели бы вернуться на престол?
-- А я не отрекался от престола и считаю, что конституционная монархия будет наилучшим решением проблем Югославии. Но, идя к ней, нельзя наступать на горло народу, запускать пропагандистскую машину. Надо реально смотреть на вещи: людям сейчас прежде всего нужны работа, инвестиции...
-- В Болгарии бывший царь Симеон II взялся за решение экономических проблем на посту премьер-министра...
-- Симеон сделал свой выбор, и я желаю ему успеха. Но я не политик, моя позиция нейтральна: я -- за весь народ, за все демократические партии, за все этнические группы и все конфессии. Я не собираюсь заниматься политикой, баллотироваться в какую-либо политическую структуру, с кем-то конкурировать.
-- Вы прожили большую часть жизни в Великобритании, занимались бизнесом. Как вы оценили бы ситуацию в Югославии с точки зрения предпринимателя?
-- Мы остро нуждаемся в приходе серьезных инвесторов. Конечно, я постараюсь помочь в этом, использовать свои связи с Всемирным Банком. Чрезвычайно важно провести через парламент законопроекты, обеспечивающие права инвесторов. Необходимо лучше представить себя миру, что очень сложно в условиях проявляющейся мировой рецессии и при существовании очень сильного интереса инвесторов к другим регионам юго-восточной Европы. К тому же мы теряем много талантов: образованная молодежь вынуждена покидать страну в поисках безопасности, создавать семьи за границей. Речь идет о 400 тысячах молодых людей. Это очень серьезно, и мы должны остановить «утечку умов».
-- Весной конференция «доноров» обещала Белграду более миллиарда долларов, многие тогда говорили, что это «плата» за выдачу Милошевича в Гаагу...
-- Обещаний мы получили много, но пока ничего из обещанного не осуществилось. Главная причина, думаю, в том, что мир сейчас сконцентрировался на иных задачах. Мы, конечно, благодарны каждой стране, но чрезвычайно трудно, когда приближается зима, а реальных сдвигов нет. Нужно, чтобы Евросоюз и другие участники конференции «доноров» реализовали свои обещания. Это помогло бы нам преодолеть трудности и прочно встать на ноги. Мы благодарны России за готовность помочь. Это очень великодушно с ее стороны.
-- Вы бывали в России?
-- В июне прошлого года, на белые ночи, мы были в Санкт-Петербурге. В Москве еще не были. Кстати, ваш президент был последним из глав государств, посетивших наш родовой замок в Дединье.
-- Вы встречались с ним?
-- К сожалению, меня не было в стране.
-- А хотели бы встретиться?
-- Очень хотел бы.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ