|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мрачная шутка
Представитель Центробанка предложил отменить банковскую тайну
Борьба с криминалом в банковской системе может привести к полной отмене банковской тайны в России. Представитель Центробанка на вчерашнем заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации выступил с инициативой предоставить правоохранительным органам полный доступ к информации, представляющей банковскую тайну. Революционное предложение не нашло поддержки не только у банкиров, но даже у представителей самих силовых ведомств. Впрочем, присутствовавшие на заседании члены совета призывают не относиться к заявлению слишком серьезно. Мол, на самом деле это была мрачная шутка представителя ЦБ, который и сам устал оттого, что слишком часто приходится выступать в роли буфера между банкирами и следственными органами.
Выступая вчера на заседании совета, посвященном повышению эффективности взаимодействия банковского сообщества с правоохранительными органами, директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев заявил, что «сейчас правоохранительные органы так или иначе имеют доступ к банковской тайне -- либо легальным путем, либо нелегальным». «Например, в структуре МВД допуск к получению банковских документов имеет только отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Но все остальные отделы могут получать эту информацию через ОБЭП», -- пояснил он. Несмотря на то что, по словам г-на Голубева, силовые структуры сами нарушают закон, у него нет основания не доверять правоохранителям: «Мы должны честнее смотреть на эту проблему. Почему мы должны сомневаться в правоохранительных органах, когда им нужен доступ к банковской тайне?» Допустить ведомства к банковской тайне ЦБ согласен лишь при условии, что в закон будет заложена уголовная ответственность лица, получившего доступ к этой тайне, а также имущественная ответственность силовых органов.
Кроме того, представитель ЦБ предложил рассмотреть вопрос о количестве проверок банков, которые может проводить Банк России, а также вновь узаконить проверки, проводимые по требованию правоохранительных органов. «Они должны проводиться без ограничений», -- считает г-н Голубев. По мнению представителя ЦБ, следует изменить Уголовно-процессуальный кодекс, наделив правоохранительные органы возможностью проверять банки в ходе следствия. Помимо этого, считает г-н Голубев, необходимо установить ответственность за непредставление банками требуемой информации или предоставления ложной информации.
Широкий жест ЦБ, предлагающего открыть доступ к банковской тайне, не оценили представители силовых ведомств, также присутствовавшие на заседании в Совете Федерации. В частности, представитель Генпрокуратуры Евгений Малашенко заявил, что необходимости в допуске всех правоохранительных органов к банковской тайне нет. «Если в ходе оперативно-следственных действий нельзя получить информацию через суд или прокуратуру, то можно обратиться в «Росфинмониторинг», -- напомнил собравшимся г-н Малашенко. Кроме того, действующая система подготовки сотрудников милиции не обеспечивает достаточного количества высококлассных специалистов, которые способны разумно распорядиться предоставленной возможностью доступа к банковской информации.
Один из сопредседателей совета, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает идею отмены банковской тайны абсурдной. Впрочем, г-н Тосунян призвал не воспринимать предложение представителя ЦБ буквально, «ведь речь идет не только о том, чтобы предоставить правоохранительным органам доступ к банковской тайне, но и о том, что сделать это можно лишь в том случае, если они возьмут на себя уголовную и административную ответственность за эту информацию». «Я думаю, это была мрачная шутка г-на Голубева, -- говорит заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев, также присутствовавший на мероприятии. -- Ведь ЦБ так же, как и коммерческие банки, испытывает давление со стороны правоохранительных органов. Это были просто слова отчаяния».
Наталья РОМАНОВА